Как выбрать новые эффективные инструменты бюджетирования |
Финансовый менеджмент не прекращает поиски более эффективного инструмента управления, способного прийти на смену традиционному подходу к бюджетированию. Среди наиболее значимых идей, пытающихся как переработать традиционный подход к бюджетированию, так и полностью от него отказаться, можно выделить:
-
бюджетирование с нуля;
-
скользящее бюджетирование;
-
применение сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard);
-
управление ради ценности (Managing for Value);
-
управление исполнением без бюджетов и фиксированных требований (Beyond Budgeting Round Table).
Бюджетирование с нуля — метод бюджетирования, при котором менеджеры каждый раз с нуля обосновывают основные гипотезы, лежащие в основе построения бюджетов, а не строят новые планы, исходя из уже имеющихся бюджетов прошлых периодов. Это позволяет избежать ошибок и неэффективного использования имеющихся ресурсов, допущенных при составлении бюджетов прошлых периодов. К недостаткам этого способа бюджетирования можно отнести его трудоемкость, так как бюджеты каждый раз приходится разрабатывать с нуля, заново прорабатывая все гипотезы и предположения, лежащие в их основе.
В основу метода скользящего формирования бюджетных планов положено деление периода планирования на годы, кварталы, месяцы и недели (по мере необходимости), по истечении которых бюджетные планы компании передвигаются на эту же часть вперед. Это позволяет компании своевременно реагировать на изменения внешней среды и делать соответствующие корректировки в плановых показателях, учитывать внеплановые затраты, связанные с неблагоприятными изменениями среды, и с упущенной выгодой, образующейся в результате наступления благоприятных событий. Также это дает возможность менеджменту компании в конце финансового года принимать решения в более далекой перспективе, что было бы невозможно при фиксированном бюджетировании.
Таким образом, скользящее бюджетирование способствует гибкости управления проектами и всей компанией в целом. Его реализация на практике требует значительных затрат финансовых ресурсов, времени и увеличения объема бумажных работ. Но все эти затраты могут быть оправданы ростом финансовой устойчивости предприятия при условии грамотной организации системы скользящего бюджетирования с правильной расстановкой приоритетов и мотивационной заинтересованностью всех сотрудников компании.
Balanced Scorecard (BSC) — система управления, позволяющая планомерно реализовывать стратегические планы компании, переводя их на язык операционного управления и контролируя реализацию стратегии на основе ключевых показателей эффективности (KPI).
В мире бизнеса существует целый ряд примеров успешного внедрения сбалансированной системы показателей. Среди наиболее известных и хорошо документированных примеров — американские корпорации Mobil U.S. Marketing and Refining и Cigna Property and Casualty. Первая переместилась по показателю прибыльности с последнего места в отрасли на первое, a Cigna Р&С превратилась из убыточной фирмы в специализированную страховую компанию, имеющую годовой оборот более 3 млрд USD.
Преимущества сбалансированной системы показателей заключаются в том, что показатели сведены в удобный график, где фиксируются задачи, измерения параметров прогресса, специфические целевые показатели, проекты или программы, необходимые для выполнения задач.
Однако в нашей стране практическое воплощение данная идея еще не получила. Дело в том, что сегодняшние условия диктуют использование совершенно иного подхода к ведению бизнеса для удерживания предприятий «на плаву». Использование стратегически ориентированного бюджетирования целесообразно при соблюдении ряда условий:
...
Продолжение читайте в статье.
<...>