Нацбанк и ПВТ выработали единую позицию к майнингу и работе банков по Декрету № 8 |
Национальный банк ответил белорусским банкам на обращение по поводу реализации норм «цифрового» Декрета Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее — Декрет № 8). Напомним, Декрет № 8 затрагивает деятельность, лежащую на стыке высоких технологий и банковской деятельности.
Для выработки согласованной позиции Нацбанка и Администрации Парка высоких технологий 20 марта 2018 г. проведена встреча представителей Национального банка, Администрации Парка высоких технологий и Ассоциации белорусских банков.
В ходе обсуждения была сформирована единая позиция, согласно которой:
- белорусские кредитно-финансовые учреждения не осуществляют деятельность с цифровыми знаками (или токенами), потому что в рамках Декрета банки рассматриваются как организации, осуществляющие банковскую деятельность в рамках Банковского кодекса Республики Беларусь. Также согласно п. 3.3 Декрета № 8 «майнинг, деятельность оператора криптоплатформы, оператора обмена криптовалют, иная деятельность с использованием токенов не признается банковской деятельностью. Таким образом, специальное разрешение (лицензия) на осуществление банковской деятельности не будет дополнена операциями по оказанию банками услуг по обращению криптовалют и иных действий с токенами»;
- в функции банков «не входит контроль за деятельностью операторов криптоплатформ и операторов обмена криптовалют в части выполнения ими требований норм Декрета № 8»;
- банки выявляют подозрительные финансовые операции клиентов банка, связанные с приобретением или отчуждением токенов за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, «в соответствии с законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем»
- реестр резидентов ПВТ, в том числе «операторов криптоплатформ и операторов обмена криптовалют, будет поддерживаться ПВТ в актуальном виде и размещаться на официальном сайте ПВТ»;
- созданная Нацбанком информационная сеть блокчейн, «не предполагающая в настоящее время наличие токенов и майнинга, не является реестром блоков транзакций (блокчейн) в понятии, закрепленном Декретом № 8»;
- не допускается использование иностранной валюты в расчетах между резидентами Беларуси, «за исключением операций (расчетов), совершаемых такими резидентами между собой в системах операторов криптоплатформ или с данными операторами, а также на зарубежных торговых площадках»;
- в соответствии с Декретом № 8 «операторы криптоплатформ, операторы обмена криптовалют обязаны обеспечивать наличие на счетах в банках Беларуси денежных средств в размере не менее 1 млн BYN для оператора криптоплатформы, не менее 200 тыс. BYN для оператора обмена криптовалют»;
- для операторов криптоплатформ ПВТ будут разработаны требования, которые найдут отражение в локальных нормативных правовых актах операторов
- нормы Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» не распространяются на внешнеторговые операции, совершаемые резидентами ПВТ. При этом резиденты ПВТ обязаны регистрировать сделки по внешнеторговым договорам, предусматривающим передачу (получение) товаров.
Ответы на некоторые вопросы, связанные с покупкой и учетом токенов
Как принимать токены к бухгалтерскому учету и учету на счетах в банках?
Организации принимают токены к бухгалтерскому учету в качестве соответствующих активов (п. 3.4 Декрета № 8) в зависимости от способа их получения и предполагаемого назначения: долгосрочные или краткосрочные финансовые вложения, товары, готовая продукция, либо — на забалансовых счетах. Собственные токены, созданные организацией, к бухгалтерскому учету организации не принимаются.
Учет токенов резидентами ПВТ на счетах в банках не предусмотрен.
Должны ли резиденты ПВТ при покупке валюты для операций с токенами, указывать цель покупки валюты?
С 11 апреля 2018 г. отменен институт целевой покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, что предусмотрено постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.12.2017 № 538 «О некоторых вопросах валютного регулирования и валютного контроля». При этом резидентам ПВТ следует указывать при покупке иностранной валюты направление использования данной валюты.
Какие права в отношении токенов будут иметь юридические лица?
Юридические лица вправе через резидента ПВТ, осуществляющего соответствующий вид деятельности, создавать и размещать собственные токены в Беларуси и за рубежом; хранить токены в виртуальных кошельках; через операторов криптоплатформ, операторов обмена криптовалют, иных резидентов ПВТ, осуществляющих соответствующий вид деятельности, приобретать, отчуждать токены, совершать с ними иные сделки (операции).
Могут ли быть токены отнесены к иностранной безвозмездной помощи?
Отнесение безвозмездно полученных резидентами токенов к иностранной безвозмездной помощи не представляется возможным, так как требуется определение токена как объекта гражданских прав.
Может ли токен удостоверять право владения акциями?
Цифровой знак (токен) удостоверяет наличие у его владельца прав на объекты гражданских прав и (или) является криптовалютой. Таким образом, токен может удостоверять, в том числе и право владения акциями (долями в уставном фонде) юридического лица.
Согласно п. 3.3 Декрета № 8 законодательство о ценных бумагах, секьюритизации, требования о лицензировании профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам не распространяются на отношения (деятельность, операции) резидентов ПВТ с использованием токенов, в том числе на тождественные (схожие) с отношениями (деятельностью, операциями), регулируемыми указанным законодательством.
Потребуется ли дополнительная идентификация покупателей криптовалюты с банковских платежных карточек?
Дополнительная идентификация не требуется. Предполагается проведение банками последующего контроля совершаемых держателями банковских платежных карточек операций с цифровыми знаками (токенами) посредством СДБО, глобальной компьютерной сети Интернет, мобильной связи в целях выявления подозрительных финансовых операций.
Будет ли отдельно регламентирована работа по эквайрингу операторов криптоплатформ, операторов обмена криптовалют?
Отдельное регулирование услуги эквайринга, интернет-эквайринга, предоставляемой банками-эквайерами операторам криптоплатформ, операторам обмена криптовалют, не предполагается. Вместе с тем Национальным банком проводится работа совместно с платежными системами по определению возможности присвоения отдельного кода категории таким организациям торговли (сервиса) (МСС-код).
По какой схеме должны происходить сделки по покупке и продаже цифровых знаков (токенов) между резидентами Беларуси?
Потенциальный покупатель цифровых знаков (токенов) перечисляет на текущий (расчетный) счет оператора криптоплатформы денежные средства, а потенциальный продавец передает оператору криптоплатформы цифровые знаки (токены).
Далее в случае совершения сделки оператор криптоплатформы обеспечивает передачу покупателю цифровых знаков (токенов), а продавцу цифровых знаков (токенов) — перечисление денежных средств.
В этом случае банк будет задействован при перечислении покупателем денежных средств (в том числе в валюте) за цифровые знаки (токены) на текущий (расчетный) счет оператора (резидент ПВТ), а также в случае перечисления оператором криптоплатформы денежных средств продавцу цифровых знаков (токенов).
В этом случае расчеты будут осуществляться через оператора криптоплатформы — резидента ПВТ, что допускает использование иностранной валюты. Это предусмотрено п. 2.3 Декрета № 8.
Смогут ли физические лица в Беларуси покупать токены за валюту?
Использование иностранной валюты физическими лицами — резидентами (при совершении ими операций с токенами), возможно только при совершении сделок через операторов криптоплатформ или с указанными операторами, а также на зарубежных торговых площадках.
Не допускается использование в расчетах иностранной валюты при других видах расчетов.
Как будут происходить сделки по приобретению токенов, и нужно ли будет предоставлять в банк документы по таким сделкам?
По мнению Национального банка, большинство сделок по приобретению токенов будет совершаться посредством систем дистанционного банковского обслуживания, глобальной компьютерной сети Интернет и мобильной связи. Без фактического визита клиента в офис банка.
Следовательно, банк не требует от клиентов представления документов при проведении платежей физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами в иностранной валюте и белорусских рублях с использованием банковских платежных карточек посредством систем дистанционного банковского обслуживания, глобальной компьютерной сети Интернет и мобильной связи, в рамках проводимых клиентами банка разрешенных Декретом № 8 операций.
Как использовать смарт-контракт?
Учитывая термин «смарт-контракт», указанный в Декрете № 8, требует проработки вопрос по совершению и (или) исполнению сделок посредством смарт-контрактов, регистрации сделок, оформленных с использованием смарт-контрактов,как считает Национальный банк.
Вместе с тем при совершении сделок с токенами клиенты должны представлять в банк документы, позволяющие банку классифицировать сделку.
При заключении клиентами сделки в виде смарт-контракта (цифрового кода) у банка должна быть техническая возможность «прочитать» заключенный сторонами смарт-контракт и «убедиться в его подлинности, целостности и достоверности». Следовательно, банк должен обладать программным обеспечением, позволяющим «прочитать» программный код.
Если у банка нет возможности «прочитать смарт-контракт», предполагается, что клиент должен будет «воспроизвести смарт-контракт в форму, позволяющую банку прочитать данный документ». Другими словами, потребуется распечатка документа с заверением копии.
<...>
Войдите в систему или
зарегистрируйтесь
Уже зарегистрированы? Тогда
авторизируйтесь!
Поделиться в соцсетях:
Читайте нас в Телеграм