О применении процессного подхода при реализации стратегии цифровой трансформации компании |
Цифровая трансформация организации, построенная на применении процессного подхода, позволяет более оперативно решать возникающие экономические и производственные вопросы. Внедрение в управление организации учетной информационно-аналитической системы, построенной на основе технологии блокчейн, с встроенным лингвистическим аппаратом расширит возможности по эффективному выполнению разрозненных бизнес-процессов. Технология блокчейн может быть эффективным решением для экономической сферы деятельности, при формировании финансовой и бухгалтерской отчетности для идентификации пользователей с применением облачных технологий в удаленном режиме работы. Применение облачных технологий, открытых технологических платформ, электронных справочно-информационные систем и создание единого международного формата содержания финансовой отчетности в электронном виде, разработанного на основе профессиональной лексической терминологии, ориентированной на некоторый языковой диапазон, позволит расширить спектр охвата информации для учетной информационно-аналитической системы организации.
Цифровая трансформация — это долгий процесс, результатом которого должно стать создание «цифровой организации». В обществе еще не сформировано четкое определение данного термина, однако из анализа литературы по данной тематике можно вывести следующее описание: цифровая организация — это такая организация, в которой большая часть процессов выполняется без участия человека (автоматизированы).
Однако цифровая экономика должна находиться в общем смысловом информационном пространстве, чтобы не превратить цифровизацию в простую автоматизацию всех операций. Наличие компьютеров и Интернет в организации, не делает ее «цифровой», цифровизация — это системный подход к использованию цифровых ресурсов для повышения производительности труда, конкурентоспособности и экономического развития в целом.
Примечательно, что наиболее слабыми процессами в организациях оказались те бизнес-процессы, которые формализуются достаточно хорошо и для которых давно разработаны и применяются эффективные и хорошо проверенные информационные системы. А именно: материально-техническое снабжение, продвижение и продажа продуктов (услуг), воспроизводство технологического оборудования, финансирование деятельности и расчеты.
Самым качественным процессом при переходе к цифровизации обозначился процесс по оказанию услуг клиентам. Возможно, из-за популярной в последние годы концепции клиентоориентированности, так как в большинстве организаций существует две основные проблемы в протекании бизнес-процессов:
-
отсутствие технологии осуществления необходимых видов деятельности;
-
отсутствие представления об организационном проектировании у большинства руководителей.
Объектом автоматизации может быть только хорошо детерминированный, повторяющийся бизнес-процесс, нельзя автоматизировать хаос. Поэтому в организации, где выполнение производственных задач не регламентируется и не выполняются последовательно бизнес-процессы, практически любой проект по переходу к полному циклу автоматизации будет обречен на неудачу. Так, например, существует концепция управления по целям, когда ставятся определенные цели, а пути достижения этой цели должны выбирать исполнители самостоятельно. Соответственно, все попытки автоматизировать такого рода деятельность специалистов, работающих по данной концепции, практически невозможно, так как невозможно поставить перед информационной системой одну лишь только цель, необходимо для полного цикла автоматизации предоставить четкую инструкцию, как и что делать.
Однако если для процесса продаж прописан четкий регламент действий специалистов, которому они должны придерживаться, то данный регламент просто конвертировать в алгоритм работы информационной системы, и она станет эффективным средством в автоматизации производственного процесса.
Поэтому перед тем как начать внедрять проект по автоматизации бизнес-процессов, всегда необходимо проводить анализ предметной области, в результате которого должна быть создана модель бизнес-процессов, которые будут в дальнейшем автоматизированы.
События последних месяцев, связанные со стремительным распространением коронавирусной инфекции, заставили многих бизнесменов сменить приоритеты. Даже организации, традиционно предоставлявшие услуги в режиме оффлайн, постарались адаптировать свои сервисы под условия новой реальности. Несмотря на влияние пандемии на мировую экономику, для ее цифровой составляющей вирус, возможно, станет, скорее плюсом, чем минусом.
Основываясь на утверждении, что кризис экономики — это, прежде всего, кризис управления и применения современных методов учета и средств, направленных на внедрение и расширение функциональных возможностей информационно-аналитических систем и новых программных средств, суть которых ориентирована на управление организацией на основе современных требований рыночной среды. Выход из такого положения известен — необходимо внедрение эффективных механизмов учета на основе процессного подхода в соответствии общепринятыми мировыми стандартами.
Применение процессного подхода в организации позволяет более оперативно решать возникающие экономические и производственные вопросы и воздействовать на будущий результат. В отличие от функционального подхода, управление процессами позволяет концентрироваться не на работе каждого из подразделений, а на результатах работы организации в целом.
Преимуществами применения процессного подхода для организации является:
-
интеграция взаимозависимых процессов для достижения необходимых результатов;
-
возможность ориентира на результат и эффективность процесса;
-
прозрачность всех этапов выполнения операций;
-
уменьшение затрат и производственного цикла за счет более эффективного расходования ресурсов;
-
увеличение количества целенаправленных и приоритетных действий по улучшению деятельности отдельно взятого объекта;
-
вовлечение персонала к контролю над выполнением каждого процесса.
Развивающийся процесс цифровизации затрагивает всю систему информационного обеспечения экономических процессов, в котором одну из ведущих ролей играют учетные информационно-аналитические системы, которые ориентированы на ведение различного вида учета, в том числе и бухгалтерского с его функционалом сбора, обработки и предоставления экономической информации о деятельности хозяйствующих субъектов. Изменение роли и места учета в цифровой экономике приобретает особо важную роль.
Рассмотрим развитие информационных систем и технологий с точки зрения развития экономико-производственной деятельности на основе их классификации, которая развивалась в процессе автоматизации производственной деятельности, начиная свое развитие от MRP, MRP II, ERP, APS, SCM и заканчивая системами E-commerce и программными роботами.
...
Продолжение читайте в статье.
<...>