О признании задолженности безнадежным долгом и ее списании |
В процессе общественного обсуждения проекта Указа «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь», которым предусмотрено принятие в новой редакции Указа от 13.06.2008 № 329 «О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее списания» замечаний и предложений от экспертного сообщества и предприятий не поступило. Обсуждение проводилось на Правовом форуме Беларуси с 30 июля по 9 августа 2020 г.
Рассмотрим, к чему же надо приготовиться, если документ выйдет в его первоначальном виде.
Проект Указа регулирует вопросы, связанные с порядком признания задолженности по налогам, сборам (пошлинам), специальным, антидемпинговым, компенсационным пошлинам, процентам, по суммам, подлежащим уплате в доход государства в порядке привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам белорусской организации, отчислениям в государственные целевые бюджетные фонды, арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, платежам в ФСЗН, за исключением обязательных страховых взносов, подлежащих уплате работодателями и работающими гражданами безнадежным долгом и ее списания.
Данное исключение обусловлено тем, что признание безнадежным долгом и списание задолженности по обязательным страховым взносам в ФСЗН лишает граждан законных прав на формирование ими страхового стажа для назначения пенсии.
Разработчики проекта включили в перечень задолженности по обязательным платежам суммы, подлежащие уплате в доход государства в порядке привлечения физических лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам белорусской организации, ввиду того, что в случае прекращения исполнительного производства в соответствии с Законом Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З "Об исполнительном производстве" у налогового органа отсутствует возможность взыскания таких сумм.
Предлагается признавать задолженность только белорусской организации безнадежным долгом и списывать ее при наличии в совокупности обстоятельств, определенных в подпункте 1.1.2 пункта 1 проекта Указа. Последствиями списания задолженности по указанным основаниям является упрощенный порядок ликвидации такой организации.
Что касается задолженности белорусских индивидуальных предпринимателей, то ее взыскание осуществляется в порядке, определенным законодательством об исполнительном производстве.
Деятельность же предпринимателя при списании задолженности в соответствии с подпунктом 1.1.3 пункта 1 предлагается не прекращать, поскольку задолженность списывается не по причине неосуществления им деятельности в течение определенного периода времени, как это предусмотрено в отношении организации, а в связи с тем, что согласно требованиям статьи 52 Закона «Об исполнительном производстве» у него отсутствуют денежные средства и (или) иное имущество, на которые может быть обращено взыскание. В условиях развития предпринимательской инициативы, а также проводимой государством политики по стимулированию деловой активности, указанное обстоятельство (например, единичный факт невозможности взыскания определенной суммы по одному исполнительному документу) не может являться основанием для прекращения в целом деятельности предпринимателя.
Проектом Указа предлагается не признавать безнадежным долгом и не списывать задолженность по обязательным платежам, возникшим в связи с доходом, в отношении которого применено безвозмездное изъятие имущества, в случаях предусмотренных законодательными актами в сфере борьбы с коррупцией. Указанное изъятие направлено на то, чтобы исключить уклонение лиц, допустивших нарушения законодательства в сфере борьбы с коррупцией, от исполнения налогового обязательства путем сокрытия принадлежащих им товарно-материальных ценностей и денежных средств.
В проекте Положения о порядке признания задолженности безнадежным долгом и ее списании расширяется перечень документов, на основании которых компетентным органом принимается решение о признании задолженности безнадежным долгом и ее списании.
Предлагается для принятия решения в отношении иностранных плательщиков получать информацию о ликвидации организации, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя от компетентного органа государства, на территории которого они зарегистрированы, либо посредством официального сайта организации, уполномоченной размещать сведения из торгового регистра или иной аналогичной системы учета и идентификации организаций и индивидуальных предпринимателей государства, на территории которого они зарегистрированы.
Ещё одной важной новацией является логичная наболевшая смелость: в соответствии с частью второй статьи 250 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь при недоказанности участия подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, если исчерпаны все возможности для собирания дополнительных доказательств, против них прекращается уголовное преследование в связи с несовершением ими того предусмотренного уголовным законом деяния, которое им выдвигалось в подозрении или обвинении. В этой связи предлагается в абзаце шестом подпункта 1.1.2 пункта 1.1 проекта Указа предусмотреть в качестве обстоятельств, позволяющих признать задолженность безнадежным долгом белорусской организации, случай, когда вина лица в совершении преступления не доказана. Аналогичные корректировки проектом Указа внесены в абзац шестой части первой подпункта 1.2.2 пункта 1 проекта Указа.
<...>