О признании задолженности безнадежным долгом и ее списании |

Автор Андрей Разумов Андрей Разумов
Номер № 08/2020
Количество просмотров 323
Автор дебеторская задолженность, дебеторская задолженность, безнадежная задолженность, безнадежная задолженность, законодательство законодательство

В процессе общественного обсуждения проекта Указа «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь», которым предусмотрено принятие в новой редакции Указа от 13.06.2008 № 329 «О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее списания» замечаний и предложений от экспертного сообщества и предприятий не поступило. Обсуждение проводилось на Правовом форуме Беларуси с 30 июля по 9 августа 2020 г.

Рассмотрим, к чему же надо приготовиться, если документ выйдет в его первоначальном виде.

Проект Указа регулирует вопросы, связанные с порядком признания задолженности по налогам, сборам (пошлинам), специальным, антидемпинговым, компенсационным пошлинам, процентам, по суммам, подлежащим уплате в доход государства в порядке привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам белорусской организации, отчислениям в государственные целевые бюджетные фонды, арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, платежам в ФСЗН, за исключением обязательных страховых взносов, подлежащих уплате работодателями и работающими гражданами безнадежным долгом и ее списания.

Данное исключение обусловлено тем, что признание безнадежным долгом и списание задолженности по обязательным страховым взносам в ФСЗН лишает граждан законных прав на формирование ими страхового стажа для назначения пенсии.

Разработчики проекта включили в перечень задолженности по обязательным платежам суммы, подлежащие уплате в доход государства в порядке привлечения физических лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам белорусской организации, ввиду того, что в случае прекращения исполнительного производства в соответствии с Законом Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З "Об исполнительном производстве" у налогового органа отсутствует возможность взыскания таких сумм.

Предлагается признавать задолженность только белорусской организации безнадежным долгом и списывать ее при наличии в совокупности обстоятельств, определенных в подпункте 1.1.2 пункта 1 проекта Указа. Последствиями списания задолженности по указанным основаниям является упрощенный порядок ликвидации такой организации.

Что касается задолженности белорусских индивидуальных предпринимателей, то ее взыскание осуществляется в порядке, определенным законодательством об исполнительном производстве.

Деятельность же предпринимателя при списании задолженности в соответствии с подпунктом 1.1.3 пункта 1 предлагается не прекращать, поскольку задолженность списывается не по причине неосуществления им деятельности в течение определенного периода времени, как это предусмотрено в отношении организации, а в связи с тем, что согласно требованиям статьи 52 Закона «Об исполнительном производстве» у него отсутствуют денежные средства и (или) иное имущество, на которые может быть обращено взыскание. В условиях развития предпринимательской инициативы, а также проводимой государством политики по стимулированию деловой активности, указанное обстоятельство (например, единичный факт невозможности взыскания определенной суммы по одному исполнительному документу) не может являться основанием для прекращения в целом деятельности предпринимателя.

Проектом Указа предлагается не признавать безнадежным долгом и не списывать задолженность по обязательным платежам, возникшим в связи с доходом, в отношении которого применено безвозмездное изъятие имущества, в случаях предусмотренных законодательными актами в сфере борьбы с коррупцией. Указанное изъятие направлено на то, чтобы исключить уклонение лиц, допустивших нарушения законодательства в сфере борьбы с коррупцией, от исполнения налогового обязательства путем сокрытия принадлежащих им товарно-материальных ценностей и денежных средств.

В проекте Положения о порядке признания задолженности безнадежным долгом и ее списании расширяется перечень документов, на основании которых компетентным органом принимается решение о признании задолженности безнадежным долгом и ее списании.

Предлагается для принятия решения в отношении иностранных плательщиков получать информацию о ликвидации организации, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя от компетентного органа государства, на территории которого они зарегистрированы, либо посредством официального сайта организации, уполномоченной размещать сведения из торгового регистра или иной аналогичной системы учета и идентификации организаций и индивидуальных предпринимателей государства, на территории которого они зарегистрированы.

Ещё одной важной новацией является логичная наболевшая смелость: в соответствии с частью второй статьи 250 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь при недоказанности участия подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, если исчерпаны все возможности для собирания дополнительных доказательств, против них прекращается уголовное преследование в связи с несовершением ими того предусмотренного уголовным законом деяния, которое им выдвигалось в подозрении или обвинении. В этой связи предлагается в абзаце шестом подпункта 1.1.2 пункта 1.1 проекта Указа предусмотреть в качестве обстоятельств, позволяющих признать задолженность безнадежным долгом белорусской организации, случай, когда вина лица в совершении преступления не доказана. Аналогичные корректировки проектом Указа внесены в абзац шестой части первой подпункта 1.2.2 пункта 1 проекта Указа.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Анализ опроса: 60% россиян не берут в долг у друзей и родных

Согласно опросу, 9% россиян занимали крупную сумму у друзей или родственников из-за пандемии коронавирусной инфекции, еще 6% опрошенных брали в долг на расходы, не связанные с пандемией. При этом не готовы дать в долг из-за отсутствия свободных денег 37% респондентов, 17% - постоянно дают в долг друзьям и родным небольшие суммы денег.

2. Совет по развитию предпринимательства о проекте Указа «О мерах по защите прав работающих»

Проектом Указа «О мерах по защите прав работающих» предусматривается, что, в случае задержки заработной платы на срок более 15 календарных дней, работник имеет право приостановить работу на весь период до выплаты заработной платы. При этом за ним не сохраняется средний заработок, он может работать по совместительству полный рабочий день, но обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после выплаты задержанной заработной платы в полном объеме.

3. Какие риски для Беларуси можно увидеть в прогнозе Центробанка России на 2021-2023 годы

В рисковом сценарии прогноза на 2021-2023 годы Центробанк РФ не исключает повторной волны пандемии коронавируса и других шоков для мировой экономики, в том числе усиления торговых противоречий и геополитической напряженности. Цены на нефть в этом случае сложатся на уровне 25 USD за баррель, следует из проекта Основных направлений денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов.

4. Российским госбанкам велели спасать экономику белорусских банков

Сбербанку, ВЭБу и ВТБ, каждый из которых имеет белорусскую «дочку», было предписано обеспечить стабильный поток рублевых кредитов в Беларусь. В российском правительстве твердо настроены не допустить повторения украинского сценария, который закончился убытками и списанием значительных активов для российских банков

5. Минюст Беларуси "О деятельности незарегистрированных фондов"

В соответствии с действующим законодательством Беларуси фонды подлежат госрегистрации. Организация деятельности либо участие в деятельности фонда, не прошедшего в установленном порядке госрегистрацию, являются незаконными и влекут ответственность в соответствии со статьей 23.88 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

6. Почему грузы из Китая идут мимо Беларуси, но через Калининград

Наибольшая динамика отмечена по транзитным перевозкам контейнерных поездов через порты Балтийск и Калининград - объем перевозок вырос в 10 раз по сравнению с тем же периодом прошлого года. По итогам работы за три месяца 2020 года объем транзитных перевозок контейнеров по БелЖД в сообщении Китай – Европа – Китай увеличен на 4,5% и составил более 70 тыс. контейнеров в ДФЭ.