Оценка взаимосвязи затрат, объема и прибыли как основа для принятия управленческих решений |
Важное место в системе управленческого учета занимают вопросы, связанные с принятием и обоснованием управленческих решений, прежде всего, на основе проведения анализа взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли.
В основе анализа соотношения «затраты — объем — прибыль» лежит деление затрат на постоянные и переменные. Сегодня однозначно говорить о том, кто стоял у истоков обоснования теории классификации постоянных и переменных расходов, достаточно сложно.
Развитие теории классификации затрат на постоянные и переменные с точки зрения возможностей ее практического применения способствовали зарождению и удачной апробации идеи, заложившей основу для появления системы директкостинг. Ее появление связано с конкретными историческими условиями и было обусловлено тем, что западные компании столкнулись с большими трудностями, связанными со сбытом готовой продукции. До 1928 года нереализованные запасы готовой продукции оценивались по себестоимости, исчисленной в полном объеме. По мнению ряда американских экономистов, такая оценка приводила к тому, что многие постоянные затраты искусственно искажали прибыль. Чтобы выявить бесполезные постоянные затраты, по их мнению, следовало определить отдачу от понесенных затрат, то есть связь объема производства с затратами и доходами.
На основе теории постоянных и переменных расходов был основан метод критической точки объема производства (мертвой точки) и сформулировано понятие маржинального дохода. Именно это и послужило в качестве основы для появления таких понятий, как «анализ безубыточности» и «операционный анализ».
Для того чтобы разобраться в обширном круге теоретических и практических проблем анализа, необходимо рассмотреть сущность CVP-анализа как такового.
Анализ соотношения «затраты — объем — прибыль» помогает понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом или уровнем производства, прямыми затратами на единицу продукции, общей суммой постоянных затрат, смешанными затратами. Следовательно, если данный анализ помогает проследить взаимосвязь между такими важными характеристиками, как затраты, объем и прибыль, то он является ключевым фактором в процессе принятия многих управленческих решений.
В нашей практике анализ «затраты — объем — прибыль» рассматривают как анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, выручки, объема производства и прибыли. Очень часто его применяют в качестве инструмента планирования и контроля. Также отмечается, что эти взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности, что позволяет менеджеру использовать данный инструмент при краткосрочном планировании и оценке альтернативных решений.
Анализ «издержки — объем — прибыль» относят к самым изящным и эффективным методам решения взаимосвязанных задач анализа, отслеживающим зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства/сбыта.
Важно отметить, что анализ «затраты — объем — прибыль» — это инструмент не только краткосрочного планирования, он может с успехом применяться и в системе долгосрочного планирования. Это обусловлено тем, что в его рамках даются, например, ответы на такие вопросы, как сколько единиц продукции необходимо произвести, сколько рабочих нанять, менять ли цену продажи, увеличить расходы на рекламу. Наряду с этим на его основе могут быть аргументированы и решения иного, долгосрочного плана, как, например, строительство нового цеха или покупка производственного оборудования, сохранение рабочих мест, выживание предприятия. Таким образом, в его рамках возможно достижение не только текущих целей, но и решение глобальных стратегических целей, что предполагает применение системного и комплексного подхода к решению различных проблем.
На зависимость показателей «затраты — объем — прибыль» непосредственное влияние оказывает структура затрат предприятия. Однозначного ответа на вопрос, каким должно быть это соотношение, не существует, да и существовать не может, поскольку каждая структура имеет свои преимущества и недостатки в зависимости от конкретных хозяйственных ситуаций. Чрезвычайно высокий удельный вес постоянных затрат требует продажи значительного объема продукции для достижения безубыточности. Следовательно, требуется достаточно длительный промежуток времени, чтобы достичь этого объема продаж. Однако как только точка безубыточности достигнута, прибыль имеет тенденцию быстро расти, что означает высокую норму прибыли. Тем не менее маржа безопасности продолжает оставаться сравнительно небольшой. По этой причине компания, обладающая подобными характеристиками, может быть более спекулятивной, чем другие компании. Но как и все обобщения, это правило, должно применяться с осторожностью. Возможно, данная компания производит и продает продукцию, спрос на которую остается неизменным в течение длительного времени и существенно не зависит от происходящих на рынке изменений. Компании с низкими постоянными и высокими переменными затратами имеют тенденцию показывать характеристики, противоположные тем, которые описаны выше. Поэтому прибыль, получаемая такой компанией, более стабильна. Тем не менее не должно складываться впечатления, что соотношение в пользу низких постоянных затрат предпочтительнее. Очевидным является то, что затраты надо сводить к минимуму и контролировать. Однако очень часто технологический процесс требует, чтобы постоянные затраты были высокими. В свою очередь благодаря механизации и автоматизации переменные затраты могут быть очень низкими, но, если достигается большой объем производства и продаж, становится возможным получение высокой прибыли. Кроме того, без первоначальных инвестиций в основные средства производство может оказаться нерентабельным.
Подробнее читайте в статье.
<...>