«Письмо счастья»: об установлении оснований, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы налога (сбора)

«Письмо счастья»: об установлении оснований, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы налога (сбора) |

Номер № 12/2019
Количество просмотров 88
Автор проверки, проверки, санкции, санкции, налоги, налоги, КГК КГК

На заседании Межведомственного совета по контрольной (надзорной) деятельности в Комитете государственного контроля 5 декабря было отмечено, что контрольно-надзорные органы Беларуси за 9 месяцев 2019 года провели более 6,5 тыс. проверок. В сравнении с аналогичным периодом 2017 года, то есть до внесения изменений в законодательство о контрольной (надзорной) деятельности, данный показатель уменьшился в 7,7 раза. Около трети проверок провели сотрудники МЧС. Еще примерно 50% приходится на проверки Министерства по налогам и сборам, Министерства труда и социальной защиты и Госстандарта.

Всеми контролирующими и надзорными органами большое внимание уделяется профилактике и упреждению правонарушений. Активно используется такая форма контроля и надзора как мониторинг, по итогам которого субъекту предоставляется возможность исправить выявленные нарушения без привлечения к ответственности. Так, за январь — сентябрь текущего года было проведено 129 тыс. мониторингов.

Помимо этого в январе-сентябре 2019 года было организовано около 110 тыс. мероприятий технического, технологического и поверочного характера, носивших предупредительно-профилактическую направленность. Обследованы 87 тыс. субъектов хозяйствования, вынесено около 32 тыс. предписаний об устранении нарушений.

Приведем тезисы доклада* заместителя начальника 2-го управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь Александра Леонидовича Варавы «О практике применения Инструкции о порядке составления и направления заключений об установлении оснований, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы налога (сбора), а также оформления и направления информации (постановление Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 09.07.2019 № 3 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 18.04.2019 №151»).

Инструкция, утвержденная постановлением Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 09.07.2019 № 3 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2019 г. № 151», является, по сути, обновленным механизмом составления и направления заключений об установлении оснований, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы налога (сбора), а также оформления и направления информации. Вступила в силу с 17 июля 2019 г.

Очевидно, что период действия Инструкции не позволяет говорить о том, что правоприменительная практика по ней сложилась окончательно, но направленность прогнозируемой практики закладывалась исходя из поручений Главы государства, данных при проработке вопроса об отмене Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488, общих тенденций развития законодательства в целях либерализации бизнес-климата и пожеланий деловых кругов.

Право составления заключений в отношении СПД и направление информации субъектам хозяйствования предоставлено исключительно Департаменту финансовых расследований. Данное обстоятельство является одним из существенных отличий от ранее действовавшего механизма, когда правом составления и направления предписаний обладали все органы финансовых расследований.

Докладчик привел некоторые данные о составлении заключений1 за почти 3-летний период.

За 3 года Департаментом составлено 159 заключений в отношении СПД2. При этом количество СПД, включенных в реестр, было значительно большим. Важно, что ни одно из составленных заключений не обжаловалось.

В ходе отработки 159 заключений установлено более 4 200 уникальных контрагентов, которые оформляли от одной до сотни хозяйственных операций с СПД, в адрес которых было направлено более 2 200 предписаний с требованием произвести корректировку налогового учета и доплату причитающихся налогов, по которым поступило более 200 возражений.

Об изменении в подходах в практике применения Инструкции

Заключение сейчас может быть составлено только по результатам проверки, проведенной в порядке, предусмотренном Указом № 510, и (или) в ходе расследования уголовного дела. То есть ее механизм усложнился — дополнительно необходимо наличие акта проверки либо постановления о возбуждении уголовного дела.

В связи с прекращением ведения реестра, ранее предусмотренного в Указе № 488, работникам Департамента наряду со сбором информации и документов в отношении СПД о совершении правонарушения в экономической сфере и использовании этого СПД в совершении правонарушения в экономической сфере, необходимо установить дополнительные обстоятельства, изложенные в ч. 2 п. 3 Инструкции, что будет свидетельствовать о наличии оснований, указанных в п. 4 ст. 33 НК.

СПРАВОЧНО

1. Установление искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах), а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов).

2. Основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора).

3. Отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).

Работникам Департамента необходимо проделать значительный дополнительный объем работы по сравнению с ранее действовавшими механизмами. При этом руководством Департамента ставятся задачи о более жестком и требовательном подходе к должностным лицам Департамента при осуществлении этой деятельности.

В частности, ужесточились подходы и к определению периода, в течение которого имеются основания, влекущие корректировку налоговой базы и сумм налогов (сборов) к уплате у субъектов хозяйствования, оформивших операции (сделки) с СПД, в отношении которого составлено заключение.

Департаментом с момента вступления в силу постановления КГК № 3 проводится тщательный анализ информации о наличии у ряда СПД всей совокупности признаков и условий, изложенных в Инструкции, однако до настоящего времени ни одного заключения не составлено и, как следствие, информация субъектам хозяйствования не направлялась.

Это обусловлено длительностью процесса, необходимостью соблюдения всех процессуальных норм, как при назначении и проведении проверок, в отношении СПД и субъектов хозяйствования, привлечения указанных лиц к предусмотренной ответственности, так и при добывании доказательств в рамках расследования уголовных дел по экономическим преступлениям. 

Существенное отличие нового механизма

Если ранее в адрес субъектов хозяйствования органами финансовых расследований направлялось предписание с требованием о налогообложении хозяйственных операций с субъектом предпринимательской деятельности, в отношении которого составлено заключение, сейчас в адрес указанных лиц Департаментом направляется информация с предложением самостоятельно осуществить в соответствии с НК корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора), а также уплату невнесенных налогов (сборов).

При этом предусмотрено, что субъект хозяйствования вправе представить в Департамент пояснения по исчислению и уплате налогов (сборов) по указанным операциям, которая будет учтена Департаментом в дальнейшей деятельности.  

 

* Доклад озвучен в ходе работы круглого стола в Верховном Суде Республики Беларусь.

1 СПД — субъект предпринимательской деятельности, в отношении которых составляется заключение;

2 Заключение — заключений об установлении оснований, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы налога (сбора).

 

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Не хотите попасть под штраф при работе с ЕС – изучите новые правила защиты потребителей в интернете

В Евросоюзе с 7 января 2020 года вступили в силу новые правила защиты потребителей в интернете «New Deal for Customers». Речь идет об усилении борьбы против «мошенников и онлайн-обманщиков» и о развитии законодательства после вступления 25 мая 2018 в силу регламента ЕС о защите данных (GDPR), регулирующего распространение и использование личных данных европейцев.

2. Прогноз поведения российского рубля и российского фондового рынка в 2020 году

По оценке Минэкономразвития РФ, дальнейшему укреплению рубля будут способствовать сохранение текущего уровня ставок по банковским кредитным продуктам и реализация текущих бюджетных параметров. Совокупный спрос в экономике при этом сохранится на низком уровне, считают в ведомстве. В 2019 году рубль вырос более чем на 10% к доллару и на 14% к евро. При этом в конце года российская валюта укреплялась вопреки многолетним сезонным традициям.

3. Каковы причины и последствия нефтяного конфликта для Беларуси. Послевкусие к Указу № 9 от 10 января 2020 года

Цены на нефть для Беларуси устанавливают компании двух стран, а не правительство России, заявил вице-премьер РФ Дмитрий Козак. По словам Козака, особенность нефтяной отрасли России в том, что она функционирует на рыночных условиях и цены на нефть не регулируются государством. Он подчеркнул, что сейчас речь идет о частных коммерческих контрактах российских нефтяных компаний с "Белнефтегазом".

4. О новом порядке финансирования и проведения тепловой модернизации домов

Постановление правительства детализирует порядок организации и финансирования подобных мероприятий, а также уточняет способ возмещения собственниками квартир затрат на их реализацию. В документе указаны виды работ, которые будут выполняться при утеплении дома, и определены льготные категории граждан, для которых срок рассрочки может быть увеличен до 15 лет.

5. Белорусские токены: такой доходности за рубежом нигде получить нельзя

То, что делает сегодня БелВЭБ, — это обгоняет время, для Беларуси внедрение такого инструмента — это рано. Но для внешних рынков — наоборот. Поскольку российский финансовый рынок более зрелый, то он готов к этому. Для наших соотечественников, которые живут за рубежом, это тоже понятно, они подтверждают, что такой доходности за рубежом больше нигде получить нельзя.


6. KEF: Ослабить валюту — значит ослабить государство

Память о хаосе на валютном рынке остывает, и поэтому аргументы сторонников эмиссионного кредитования начинают выглядеть все более заманчиво. Отказ Нацбанка решать чужие проблемы через печатный станок раздражает многих, как и высокая степень его автономии в принятии решений. Но национальная валюта – это один из столпов независимости. Ослабить валюту (а именно к этому ведет эмиссионное кредитование) – это значит ослабить государство».