Почему важно не упустить период «юности» в развитии компании по модели Адизеса |
В большинстве случаев деятельность предприятия малого бизнеса начинается с осуществления одного вида экономической деятельности. В последующем, по мере своего развития, компания начинает осуществлять другие виды деятельности, отличные от первоначального.
Предприятие малого бизнеса (далее — ПМБ) — вновь созданное или действующее предприятие с определенным в Налоговом кодексе Республики Беларусь количественным критерием численности работающих и объемом выручки.
В первую очередь напомним, что в самом малом бизнесе заложены основы для диверсификации своей деятельности. Выделение несвойственных, непрофилирующих вспомогательных производств в относительно независимые виды деятельности одного малого предприятия приводит к увеличению специализации производства и ведет к более эффективной рационализации издержек малого производства.
В большинстве случаев деятельность предприятия малого бизнеса начинается с осуществления одного вида экономической деятельности (далее — ВЭД). В последующем, по мере своего развития, компания начинает осуществлять другие виды деятельности, отличные от первоначального ВЭД.
Модель Адизеса
В настоящее время в вопросах управления компаниями, в том числе и небольшими, все большую популярность приобретает модель Ицхака Адизеса. В своей работе «Управление жизненным циклом корпорации» он построил кривую жизненного цикла компании, показывающую ее переход от стадии «вынашивания» идеи по созданию компании до «смерти». На первом отрезке своего существования компания проходит ряд жизненных циклов от «вынашивания» до «юности» (см. рис.). При исследовании появления новых видов деятельности в рамках развития малых предприятий наиболее интересен этап «детство». Во-первых, это первая стадия относительной жизнеспособности ПМБ с момента ее зарождения. Во-вторых, эта стадия наиболее богата на диверсификацию видов экономической деятельности компании.
C самого начала своего существования любое предприятие старается развиться и стать более устойчивым в агрессивной бизнес-среде. Одним из инструментов стабилизации и достижения устойчивого роста является диверсификация его деятельности. Именно на этапе «детство» ПМБ начинают наиболее активно пытаться осуществлять другие ВЭД, отличные от первоначальной (или первоначальных) бизнес-идеи. При этом большинство экспертов отмечают полезность диверсификации после стадии «юность», когда на предприятии создаются структуры, способные организовать и поддерживать новые виды экономической деятельности.
Можно выделить основные причины, побуждающие ПМБ диверсифицировать свой бизнес:
...
Подробнее читайте в статье.
<...>