Проблемы внедрения бюджетирования, ориентированного на результат |
Бюджетирование, ориентированное на результат, или программно-целевое бюджетирование, является неотъемлемым элементом реформирования системы управления общественным сектором, направленного на распространение управленческих бизнес-технологий на деятельность государственного аппарата. Это направление стало популярным в 80-е годы ХХ века и получило название New Public Management. Наиболее активно преобразования системы государственного управления в соответствии с данной идеологией осуществлялись в англосаксонских экономических системах Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, США. Наибольшее распространение данный механизм получил на общенациональном уровне, однако в ряде стран, таких как США, Великобритания, Канада, были затронуты также системы управления в регионах и муниципальных образованиях. А вот в Федеративной республике Германия инициаторами внедрения новых управленческих технологий выступили земли и муниципальные образования.
Несмотря на относительно длительную историю БОР, общепринятого понятия как самого бюджетирования, ориентированного на результат, так и отдельных его элементов ни у нас, ни в мире не сформировалось. Это можно объяснить комплексностью данного понятия, его сложностью и «открытостью», способностью эволюционировать. Наиболее емко применительно к сфере оказания услуг населению учреждениями бюджетной сферы, по мнению автора, БОР можно определить как систему формирования, исполнения бюджета и бюджетного контроля, прослеживающую взаимосвязь между бюджетными расходами и достигнутыми результатами, призванную повысить уровень предоставления услуг органами власти и управления.
БОР во главу угла ставит стратегические цели и тактические задачи, ожидаемые социально-экономические результаты деятельности государственных организаций (а также органов власти и управления). Это осуществляется посредством мобилизации ресурсов через соответствующие программы. Кроме того, отправной точкой бюджетирования, ориентированного на результат, является определение прямых и конечных результатов расходования бюджетных средств и показателей, на основании которых можно судить о степени достижения поставленных целей.
Переход к БОРу подразумевает поэтапное изменение механизмов контроля исполнения бюджета, состоящее из трех основных стадий:...
Подробнее читайте в статье.
<...>