Рекомендации: как добиться от контролирующих и судебных инстанций признания «презумпции добросовестности субъекта хозяйствования» и избежать штрафов и доначислений налогов

Рекомендации: как добиться от контролирующих и судебных инстанций признания «презумпции добросовестности субъекта хозяйствования» и избежать штрафов и доначислений налогов |

Автор Илья Фомин, заместитель директора по экономике и финансам "Завод МТКС" Илья Фомин, заместитель директора по экономике и финансам "Завод МТКС"
Номер № 10/2019
Количество просмотров 225
Автор указ 488, указ 488, налоги, налоги, проверки, проверки, суд суд

«— Вот нам ответ из министерства пришел. Мы сделали, как там написано.

— Это неправильный ответ… вы должны были руководствоваться другими нормами. Получите два штрафа и повестку в суд для конфискации».

Утрируя, мы коротко изложили диалог с проверяющими в нашей стране.

Ситуация стала особенно сложной после вступления в силу Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее — Закон). Нормотворческие органы (должностные лица), реализующие государственную политику, осуществляющие правовое регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) или к компетенции которых отнесено решение соответствующих вопросов, либо другие уполномоченные госорганы (организации) при необходимости дают письменные разъяснения применения нормативных правовых актов (ч. 1 п. 2 ст. 69 Закона), являющиеся одним из способов обеспечения реализации нормативных правовых актов после их принятия (издания) (п. 1 ст. 73 Закона).

Почему разъяснения госорганов не помогают бизнесу

При письменном разъяснении нормативного правового акта не допускаются изменение содержания его нормативных правовых предписаний, введение или усиление ответственности граждан и юридических лиц, ограничение их прав и свобод либо лишение имеющихся прав и свобод, возложение дополнительных (увеличенных) обязанностей по сравнению с существующими, установление усложненного порядка реализации этих прав, свобод и обязанностей (п. 3 ст. 69 Закона).

РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация» обратила внимание, что нормы законов, делегирующие органам исполнительной власти право (возлагающие обязанность) давать разъяснения по вопросам применения законодательства:

  • не содержат положений, определяющих правовой статус таких разъяснений как имеющих нормативный характер;

  • не устанавливают ответственность исполнительной власти за неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности;

  • не гарантируют субъектам хозяйствования судебную защиту их прав и законных интересов.

Закон, предоставляя уполномоченным государственным органам (организациям) право при необходимости давать письменные разъяснения применения нормативных правовых актов, не предусматривает юридическую силу и характер таких письменных разъяснений, поэтому Конституционный Суд пришел к выводу, что в Законе имеется очевидная неопределенность в правовом регулировании письменных разъяснений применения нормативных правовых актов. Указанный дефект регулирования порождает возможность неоднозначного понимания норм права и их неединообразного применения, а также причинение вреда имуществу граждан и юрлиц. Правительство уже готовит изменения в Закон.

Презумпция добросовестности

Заседание Совета по развитию предпринимательства 3 октября 2019 г. было посвящено обсуждению проблем и выработке предложений по реализации принципа презумпции добросовестности субъектов хозяйствования во взаимоотношениях с контролирующими органами, а также по вопросу избрания меры пресечения в отношении подозреваемых или обвиняемых по экономическим преступлениям.

Практика применения принципа презумпции добросовестности плательщиков, наряду с контролирующими органами, будет формироваться также органами судебной власти. И в вопросе выработки критериев добросовестного поведения субъекта, процедур подтверждения им обоснованности той или иной хозяйственной операции именно суды будут играть интегрирующую роль.

Испуг от ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь

Генеральный прокурор Республики Беларусь А.В. Конюк отметил, что «отсутствие каких-либо четких и попятных разъяснений от госорганов о применении ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) и о порядке составления и направления заключений и информации о корректировках, как и сформировавшейся практики применения указанной статьи НК и Инструкции КГК порождает предположения о том, что контролеры станут расширительно толковать нормы законодательства, а суды с ними согласятся. В конечном итоге это может негативно отразиться на реализации принципа презумпции добросовестности». Поэтому «перед нами стоит задача выработать наиболее эффективные и безболезненные для законопослушного бизнеса подходы к контрольной деятельности и, в первую очередь, необходимо уйти от негативного осадка, вызванного практикой применения положений Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488».

Подсказка № 1

...

Текст статьи  доступен только в платном доступе.


Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Не хотите попасть под штраф при работе с ЕС – изучите новые правила защиты потребителей в интернете

В Евросоюзе с 7 января 2020 года вступили в силу новые правила защиты потребителей в интернете «New Deal for Customers». Речь идет об усилении борьбы против «мошенников и онлайн-обманщиков» и о развитии законодательства после вступления 25 мая 2018 в силу регламента ЕС о защите данных (GDPR), регулирующего распространение и использование личных данных европейцев.

2. Прогноз поведения российского рубля и российского фондового рынка в 2020 году

По оценке Минэкономразвития РФ, дальнейшему укреплению рубля будут способствовать сохранение текущего уровня ставок по банковским кредитным продуктам и реализация текущих бюджетных параметров. Совокупный спрос в экономике при этом сохранится на низком уровне, считают в ведомстве. В 2019 году рубль вырос более чем на 10% к доллару и на 14% к евро. При этом в конце года российская валюта укреплялась вопреки многолетним сезонным традициям.

3. Каковы причины и последствия нефтяного конфликта для Беларуси. Послевкусие к Указу № 9 от 10 января 2020 года

Цены на нефть для Беларуси устанавливают компании двух стран, а не правительство России, заявил вице-премьер РФ Дмитрий Козак. По словам Козака, особенность нефтяной отрасли России в том, что она функционирует на рыночных условиях и цены на нефть не регулируются государством. Он подчеркнул, что сейчас речь идет о частных коммерческих контрактах российских нефтяных компаний с "Белнефтегазом".

4. О новом порядке финансирования и проведения тепловой модернизации домов

Постановление правительства детализирует порядок организации и финансирования подобных мероприятий, а также уточняет способ возмещения собственниками квартир затрат на их реализацию. В документе указаны виды работ, которые будут выполняться при утеплении дома, и определены льготные категории граждан, для которых срок рассрочки может быть увеличен до 15 лет.

5. Белорусские токены: такой доходности за рубежом нигде получить нельзя

То, что делает сегодня БелВЭБ, — это обгоняет время, для Беларуси внедрение такого инструмента — это рано. Но для внешних рынков — наоборот. Поскольку российский финансовый рынок более зрелый, то он готов к этому. Для наших соотечественников, которые живут за рубежом, это тоже понятно, они подтверждают, что такой доходности за рубежом больше нигде получить нельзя.


6. KEF: Ослабить валюту — значит ослабить государство

Память о хаосе на валютном рынке остывает, и поэтому аргументы сторонников эмиссионного кредитования начинают выглядеть все более заманчиво. Отказ Нацбанка решать чужие проблемы через печатный станок раздражает многих, как и высокая степень его автономии в принятии решений. Но национальная валюта – это один из столпов независимости. Ослабить валюту (а именно к этому ведет эмиссионное кредитование) – это значит ослабить государство».