Рекомендации: как добиться от контролирующих и судебных инстанций признания «презумпции добросовестности субъекта хозяйствования» и избежать штрафов и доначислений налогов

Рекомендации: как добиться от контролирующих и судебных инстанций признания «презумпции добросовестности субъекта хозяйствования» и избежать штрафов и доначислений налогов |

Автор Илья Фомин, заместитель директора по экономике и финансам "Завод МТКС" Илья Фомин, заместитель директора по экономике и финансам "Завод МТКС"
Номер № 10/2019
Количество просмотров 370
Автор указ 488, указ 488, налоги, налоги, проверки, проверки, суд суд

«— Вот нам ответ из министерства пришел. Мы сделали, как там написано.

— Это неправильный ответ… вы должны были руководствоваться другими нормами. Получите два штрафа и повестку в суд для конфискации».

Утрируя, мы коротко изложили диалог с проверяющими в нашей стране.

Ситуация стала особенно сложной после вступления в силу Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее — Закон). Нормотворческие органы (должностные лица), реализующие государственную политику, осуществляющие правовое регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) или к компетенции которых отнесено решение соответствующих вопросов, либо другие уполномоченные госорганы (организации) при необходимости дают письменные разъяснения применения нормативных правовых актов (ч. 1 п. 2 ст. 69 Закона), являющиеся одним из способов обеспечения реализации нормативных правовых актов после их принятия (издания) (п. 1 ст. 73 Закона).

Почему разъяснения госорганов не помогают бизнесу

При письменном разъяснении нормативного правового акта не допускаются изменение содержания его нормативных правовых предписаний, введение или усиление ответственности граждан и юридических лиц, ограничение их прав и свобод либо лишение имеющихся прав и свобод, возложение дополнительных (увеличенных) обязанностей по сравнению с существующими, установление усложненного порядка реализации этих прав, свобод и обязанностей (п. 3 ст. 69 Закона).

РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация» обратила внимание, что нормы законов, делегирующие органам исполнительной власти право (возлагающие обязанность) давать разъяснения по вопросам применения законодательства:

  • не содержат положений, определяющих правовой статус таких разъяснений как имеющих нормативный характер;

  • не устанавливают ответственность исполнительной власти за неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности;

  • не гарантируют субъектам хозяйствования судебную защиту их прав и законных интересов.

Закон, предоставляя уполномоченным государственным органам (организациям) право при необходимости давать письменные разъяснения применения нормативных правовых актов, не предусматривает юридическую силу и характер таких письменных разъяснений, поэтому Конституционный Суд пришел к выводу, что в Законе имеется очевидная неопределенность в правовом регулировании письменных разъяснений применения нормативных правовых актов. Указанный дефект регулирования порождает возможность неоднозначного понимания норм права и их неединообразного применения, а также причинение вреда имуществу граждан и юрлиц. Правительство уже готовит изменения в Закон.

Презумпция добросовестности

Заседание Совета по развитию предпринимательства 3 октября 2019 г. было посвящено обсуждению проблем и выработке предложений по реализации принципа презумпции добросовестности субъектов хозяйствования во взаимоотношениях с контролирующими органами, а также по вопросу избрания меры пресечения в отношении подозреваемых или обвиняемых по экономическим преступлениям.

Практика применения принципа презумпции добросовестности плательщиков, наряду с контролирующими органами, будет формироваться также органами судебной власти. И в вопросе выработки критериев добросовестного поведения субъекта, процедур подтверждения им обоснованности той или иной хозяйственной операции именно суды будут играть интегрирующую роль.

Испуг от ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь

Генеральный прокурор Республики Беларусь А.В. Конюк отметил, что «отсутствие каких-либо четких и попятных разъяснений от госорганов о применении ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) и о порядке составления и направления заключений и информации о корректировках, как и сформировавшейся практики применения указанной статьи НК и Инструкции КГК порождает предположения о том, что контролеры станут расширительно толковать нормы законодательства, а суды с ними согласятся. В конечном итоге это может негативно отразиться на реализации принципа презумпции добросовестности». Поэтому «перед нами стоит задача выработать наиболее эффективные и безболезненные для законопослушного бизнеса подходы к контрольной деятельности и, в первую очередь, необходимо уйти от негативного осадка, вызванного практикой применения положений Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488».

Подсказка № 1

...

Текст статьи  доступен только в платном доступе.


<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. МАРТ о новых СаНПИНах по уменьшению риска распространения COVID-19

МАРТ были доработаны Рекомендации по минимизации риска возникновения и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19, при осуществлении деятельности в области торговли, бытового обслуживания населения и общепита.

2. Как получить субсидию на доплату работникам за май–июль 2020 года

Указом предусмотрена возможность получения нанимателями субсидий для доплаты до минимальной заработной платы своим работникам в случае их вынужденной неполной занятости или объявления простоя в период с 1 мая по 31 июля 2020 года, а также уплаты взносов в ФСЗН. Решение о предоставлении субсидий будет приниматься местным исполнительным и распорядительным органом, а перечисление денежных средств - органом ФСЗН.

3. Развиваем бизнес: будут новые условия предоставления земельных участков юрлицам

Учитывая опыт предыдущих изменений законодательства об охране и использовании земель, а также для недопущения возложения на юрлиц новых обязательств и увеличения связанных с этим административных процедур, предлагается сохранить действие права постоянного или временного пользования на ранее предоставленные земельные участки, а также возможность его перехода к иным организациям в случае перехода к ним права на расположенные на этих земельных участках капитальные строения.

4. Беларусь вводит новый порядок согласования цен на лекарственные средства

В МАРТ напомнили, что указом №143 производителям лекарственных средств, цены на которые уже зарегистрированы, лицам, осуществляющим оптовую и розничную торговлю такими лекарственными средствами, предоставлено право при соответствующем обосновании и при условии согласования с комиссией не учитывать зарегистрированные предельные отпускные цены.

5. Регулирование производителей и торговцев табачными изделиями

Декретом президента Беларуси от 21 мая 2020 № 2 с 1 июля 2020 г отменяется ведение Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение, оптовую, розничную торговлю табачными изделиями. Продавцам запрещается продавать несовершеннолетним не только табачные изделия и жидкости к электронным системам курения, но и сами такие системы, а также системы для потребления табака.

6. Свежие данные: в период самоизоляции люди снижают свои расходы на треть

У нас, к сожалению, нет данных по потребительским расходам в Беларуси, но статданные европейских стран и России уже доступны для анализа. Убеждены, что в нашей стране общая картина не отличается. Сокращение доходов и ограничения влекут сокращение расходов. Тем более на фоне изменений в подходах к кредитованию, о которых мы уже писали ранее.