Рекомендации: как добиться от контролирующих и судебных инстанций признания «презумпции добросовестности субъекта хозяйствования» и избежать штрафов и доначислений налогов |
«— Вот нам ответ из министерства пришел. Мы сделали, как там написано.
— Это неправильный ответ… вы должны были руководствоваться другими нормами. Получите два штрафа и повестку в суд для конфискации».
Утрируя, мы коротко изложили диалог с проверяющими в нашей стране.
Ситуация стала особенно сложной после вступления в силу Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее — Закон). Нормотворческие органы (должностные лица), реализующие государственную политику, осуществляющие правовое регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) или к компетенции которых отнесено решение соответствующих вопросов, либо другие уполномоченные госорганы (организации) при необходимости дают письменные разъяснения применения нормативных правовых актов (ч. 1 п. 2 ст. 69 Закона), являющиеся одним из способов обеспечения реализации нормативных правовых актов после их принятия (издания) (п. 1 ст. 73 Закона).
Почему разъяснения госорганов не помогают бизнесу
При письменном разъяснении нормативного правового акта не допускаются изменение содержания его нормативных правовых предписаний, введение или усиление ответственности граждан и юридических лиц, ограничение их прав и свобод либо лишение имеющихся прав и свобод, возложение дополнительных (увеличенных) обязанностей по сравнению с существующими, установление усложненного порядка реализации этих прав, свобод и обязанностей (п. 3 ст. 69 Закона).
РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация» обратила внимание, что нормы законов, делегирующие органам исполнительной власти право (возлагающие обязанность) давать разъяснения по вопросам применения законодательства:
-
не содержат положений, определяющих правовой статус таких разъяснений как имеющих нормативный характер;
-
не устанавливают ответственность исполнительной власти за неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности;
-
не гарантируют субъектам хозяйствования судебную защиту их прав и законных интересов.
Закон, предоставляя уполномоченным государственным органам (организациям) право при необходимости давать письменные разъяснения применения нормативных правовых актов, не предусматривает юридическую силу и характер таких письменных разъяснений, поэтому Конституционный Суд пришел к выводу, что в Законе имеется очевидная неопределенность в правовом регулировании письменных разъяснений применения нормативных правовых актов. Указанный дефект регулирования порождает возможность неоднозначного понимания норм права и их неединообразного применения, а также причинение вреда имуществу граждан и юрлиц. Правительство уже готовит изменения в Закон.
Презумпция добросовестности
Заседание Совета по развитию предпринимательства 3 октября 2019 г. было посвящено обсуждению проблем и выработке предложений по реализации принципа презумпции добросовестности субъектов хозяйствования во взаимоотношениях с контролирующими органами, а также по вопросу избрания меры пресечения в отношении подозреваемых или обвиняемых по экономическим преступлениям.
Практика применения принципа презумпции добросовестности плательщиков, наряду с контролирующими органами, будет формироваться также органами судебной власти. И в вопросе выработки критериев добросовестного поведения субъекта, процедур подтверждения им обоснованности той или иной хозяйственной операции именно суды будут играть интегрирующую роль.
Испуг от ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь
Генеральный прокурор Республики Беларусь А.В. Конюк отметил, что «отсутствие каких-либо четких и попятных разъяснений от госорганов о применении ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) и о порядке составления и направления заключений и информации о корректировках, как и сформировавшейся практики применения указанной статьи НК и Инструкции КГК порождает предположения о том, что контролеры станут расширительно толковать нормы законодательства, а суды с ними согласятся. В конечном итоге это может негативно отразиться на реализации принципа презумпции добросовестности». Поэтому «перед нами стоит задача выработать наиболее эффективные и безболезненные для законопослушного бизнеса подходы к контрольной деятельности и, в первую очередь, необходимо уйти от негативного осадка, вызванного практикой применения положений Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488».
Подсказка № 1
...
Текст статьи доступен только в платном доступе.
<...>