Сотрудники не хотят новый софт — идти на поводу или гнуть свою линию? |
Софтверная чехарда скоро станет весьма распространённой болезнью компаний. Менять один софт на другой из-за каждой мелочи, прыгать с технологии на технологию, экспериментировать на живом бизнесе становится нормой. При этом в офисе начинается настоящая гражданская война: формируется движение сопротивления внедрению, партизаны ведут подрывную работу против новой системы, шпионы пропагандируют новый дивный мир с новым софтом, руководство с броневика корпоративного портала вещает про мир, труд, KPI. Революция обычно заканчивается полным провалом одной из сторон.
Мы знаем о внедрении почти всё, поэтому попробуем разобраться, как революцию превратить в эволюцию и сделать внедрение максимально полезным и безболезненным. Ну или по крайней мере расскажем, во что вы можете вляпаться в процессе.
Зарубежные консалтеры начали бы эту статью примерно так: «Если вы предлагаете своим сотрудникам качественное программное обеспечение, которое способно улучшить их работу, оказать качественное влияние на показатели, принятие новой программы или системы произойдёт естественным образом». Но мы с вами в Беларуси, поэтому вопрос подозрительных и воинственных сотрудников весьма актуален. Естественного перехода не получится, даже с минимальным ПО типа корпоративного мессенджера или софтфона.
Откуда растут ноги у проблемы?
Сегодня в каждой компании установлен целый зоопарк ПО (мы берём общий случай, потому что в ИТ-компаниях количество софта больше вдвое или втрое, а проблемы адаптации пересекаются частично и весьма специфичны): системы управления проектами, CRM/ERP, почтовые клиенты, мессенджеры, корпоративный портал и т.д. И это не считая того, что бывают компании, в которых даже переход с браузера на браузер осуществляется всей командой без исключения (а ещё есть команды, полностью сидящие на Internet Explorer Edge). В общем случае есть несколько ситуаций, для которых может оказаться полезной наша статья:- происходит процесс первичной автоматизации какой-то группы задач: внедряется первая CRM/ERP, открывается корпоративный портал, устанавливается система для технической поддержки и проч.;
- происходит замена одного ПО на другое по каким-то причинам: устаревание, новые требования, масштабирование, смена деятельности и т.д.;
- происходит наращивание модулей существующей системы для целей развития и роста (например, компания открыла производство и решила перейти с RegionSoft CRM Professional на RegionSoft CRM Enterprise Plus с максимальной функциональностью);
- происходит серьёзное интерфейсное и функциональное обновление ПО.
Итак, перед тем, как начать работать с коллективом (который уже заподозрил, что скоро будут перемены), попробуйте понять, в чем состоят реальные причины смены ПО и согласны ли вы с тем, что перемены столь уж необходимы.
- В старой программе сложно работать: она дорогая, неудобная, нефункциональная, перестала соответствовать вашим требованиям, не подходит для вашего масштаба и т.д. Это объективная необходимость.
- Вендор перестал поддерживать систему, либо поддержка и доработка превратились в бесконечную череду согласований и вытягивания денег. Если ваши затраты значительно выросли, и в перспективе обещают увеличиться ещё — ждать нечего, нужно резать. Да, новая система тоже будет стоить денег, но в конечном итоге оптимизация обойдётся дешевле, чем такая поддержка.
- Смена ПО — прихоть одного человека или группы сотрудников. Например, CTO хочет откат и лоббирует внедрение новой, более дорогой системы, — такое бывает в больших компаниях. Другой пример: проектный менеджер ратует за смену Asana на Basecamp, потом Basecamp на Jira, сложной Jira на Wrike. Нередко единственный мотив таких миграций — показать свою бурную работу и сохранить должность. В таких случаях нужно определять степень необходимости, мотивы и обоснованность и, как правило, волевым решением отказывать в изменениях.
Как можно перейти: великий скачок или крадущийся тигр?
В мировой практике существуют три основных стратегии перехода на новое ПО, адаптации к нему — и они нам кажутся весьма годными, поэтому не будем изобретать велосипед:...
Новая мышка, новая клавиатура, квартира, машина и даже работа — это приятные, радостные события, некоторые из них даже достижения. И пользователь идёт в Яндекс, чтобы узнать, как привыкнуть, адаптироваться. Как войти в новую квартиру и понять, что это твоё, впервые открыть кран, выпить чай, впервые лечь спать. Как сесть за руль и подружиться с новой машиной, твоей, но пока такой чужой. Новое ПО на рабочем месте ничем не отличается от описанных ситуаций: работа сотрудника никогда не станет прежней. Поэтому внедряйте, адаптируйте, растите с новым эффективным ПО. И это та ситуация, про которую можно сказать: поспешайте медленно.
Полная версия статьи доступна для зарегистрированных пользователей.
<...>
Войдите в систему или
зарегистрируйтесь
Уже зарегистрированы? Тогда
авторизируйтесь!
Поделиться в соцсетях:
Читайте нас в Телеграм