Управление просроченной дебиторской задолженностью на основе анализа долей прибыли |
На финансовое состояние предприятий сильное влияние оказывают размеры и качество дебиторской задолженности. Трудности возникают, когда организации, следуя особенностям своей деятельности, вынуждены работать в условиях отсрочки платежей. Неплатежи, дефицит денежных средств, следовательно, рост дебиторской задолженности определяют значимость анализа расчетов с дебиторами.
Несмотря на все недоработки законодательства о взаимоотношениях между контрагентами, существует масса легальных и эффективных способов управления дебиторской задолженностью и множество способов взыскания, о чем мы постоянно пишем на страницах «Финансового директора».
Дебиторская задолженность может возникнуть вследствие недостатков в работе предприятия: несвоевременное возмещение материальной задолженности, недоработанная кредитная политика по отношению к покупателям, неправильный выбор партнеров, длительные неплатежи, а также банкротства покупателей (клиентов) или слишком высокие темпы наращивания объема продаж, недостачи.
Дебиторка с долей прибыли
Состав дебиторской задолженности может представлять собой как отвлеченные в нее средства, в том числе с определенным приращением первоначально авансированной стоимости, то есть с долей прибыли. Поэтому важно выделять прибыльную дебиторскую задолженность и концентрировать внимание на издержках и выгодах присутствия на балансе прибыльной дебиторской задолженности, каждый раз оценивать, в какой мере рост или снижение такой задолженности способствует максимизации общей суммы прибыли в ближайшей перспективе и в итоге — росту собственного капитала.
Это означает принципиальное и раздельное по каждому покупателю-дебитору решение о целесообразности минимизировать, сохранять сложившийся объем или максимизировать прибыльную дебиторскую задолженность. Принцип же минимизации задолженности остается справедливым для тех ее видов, которые не содержат в себе прибыль.
Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на доходность всей деятельности. Выделяют два подхода к управлению дебиторской задолженностью.
Первый подход заключается в сравнении дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования (предоставлении покупателям скидки с цены товара), с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции (предоплата или продажа в кредит).
Второй подход состоит в сравнении и оптимизации величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженности.
Просроченная дебиторская задолженность, не гарантированная банковским кредитом (залогом или поручительством), признается сомнительной и подлежит списанию по истечению трехлетнего срока и включается в убыток организации. Подобная перспектива вряд ли способна устроить интересы кредиторов, поэтому применение эффективной политики по управлению проблемной задолженностью, как отдельного звена в общей системе управления дебиторской задолженностью на предприятиях, должно иметь приоритетное значение при принятии управленческих решений.
В условиях сложившихся традиционных мер, опираясь на положительный опыт коллег и международную практику, предлагаем следующую систему предупреждения возникновения сомнительной задолженности:
...
Подробнее читайте в статье.
<...>