Взыскание дебиторской задолженности: нюансы возврата из бюджета излишне уплаченных дебитором налогов

Взыскание дебиторской задолженности: нюансы возврата из бюджета излишне уплаченных дебитором налогов |

Автор Александр Михайлов, специалист таможенного дела Александр Михайлов, специалист таможенного дела
Количество просмотров 56
Автор дебиторская задолженность, дебиторская задолженность, взыскание, взыскание, судебная практика судебная практика

Следует внимательно подходить к возврату/зачету излишне уплаченных (взысканных) платежей, так как их образование может свидетельствовать об упущениях сотрудников организации. У предприятий, как правило, «висят» в бюджете огромные суммы возвратов НДС и перерасчетов по налогу на прибыль, в то же время эти предприятия наращивают кредиторскую задолженность. Рассмотрим шаги, которые предпринимал поставщик-кредитор, решения суда и особенности действия при банкротстве организаций-дебиторов.

Данная ситуация была рассмотрена судебной коллегией по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь (постановление Верховного Суда Республики Беларусь от 17.09.2019 по делу № 102-13/2019/127А/1053К).

Суть спора

Определением экономического суда города Минска открыто конкурсное производство в отношении ликвидируемого должника — ООО «Г». На основании заявления ООО «Г» ИМНС принято решение от 10.05.2019, согласно которому в адрес ООО «Г» подлежит возврату из бюджета излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в сумме 47 998,68 руб. А 14.05.2019 ИМНС зачла эту сумму в счет уплаты налога на прибыль, о чем направила ООО «Г» сообщение от 14.05.2019.

Позиция истца

ООО «Г» обратилось в экономический суд города Минска с жалобой на действия ИМНС, который признал незаконными действия ИМНС. Суд указал, что с учетом наличия иных кредиторов пятой очереди, имеющих преимущества на удовлетворение своих требований по сравнению с ИМНС, нормы ст. 91 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) заинтересованным лицом не могут быть применимы, поскольку нарушают установленный ст. 86, 87, 141–147 Закона порядок погашения требований кредиторов в конкурсном производстве. Проведение такого зачета возможно только в рамках одной очереди и при отсутствии у должника задолженности по обязательствам вышестоящих очередей. С этими выводами согласилась и апелляционная инстанция.

Позиция ответчика

ИМНС обратилась в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь с кассационной жалобой. В ней указано, что законодательство о банкротстве не содержит каких-либо ограничений в части проведения налоговым органом необходимого зачета с учетом очередности удовлетворения требований кредиторов, предусматривает возможность проведения зачета как налогов, сборов (пошлин), относящихся к третьей очереди, так и зачета пени, относящейся к пятой очереди.

Также, по мнению заявителя кассационной жалобы, Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК) не ограничивает налоговые органы по проведению зачета излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени в отношении плательщиков — организаций, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротстве), такой зачет осуществляется налоговым органом в порядке, предусмотренном законодательством, предписывающем налоговому органу при наличии неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней произвести зачет налогов, сборов (пошлин), пеней после открытия конкурсного производства.

Судебное решение

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Плата за организацию сбора пластиковой упаковки и посуды вырастет в 2 раза

В переводе на нормальный язык власти планируют увеличить плату за организацию сбора пластиковой упаковки и посуды для производителей (поставщиков) в 2 раза — с 180 BYN за тонну пластика до 360 BYN. Сделать это собираются чтобы предприятиям стало дорого откупаться от Оператора вторичных материальных ресурсов — учреждения, которое занимается в Беларуси сбором, сортировкой и прочими операциями с ВМР, и они сами этим занялись. И таким образом страна увеличит объемы переработки пластика.

2. Наша новая реальность - девалютизация. И это не только сокращение использования доллара

Новая реальность уже не в дедолларизации, а в девалютизации экономики: Президент Беларуси указами № 401 и № 402 утвердил параметры прогноза социально-экономического развития страны на 2020 год. В указах также отмечается, что в рамках перехода в среднесрочном периоде к режиму инфляционного таргетирования предусмотрены мероприятия, направленные на снижение степени участия Нацбанка в торгах на внутреннем валютном рынке. "Национальный банк будет проводить операции по покупке иностранной валюты для пополнения золотовалютных резервов при устойчивом превышении ее предложения над спросом на внутреннем валютном рынке".

3. Возможности, будущее, опыт. Всемирная неделя предпринимательства в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября

Всемирная неделя предпринимательства 2019 (GEW) в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября и станет важным международным событием для собственников бизнеса, корпораций, инвесторов и стартапов. Главное деловое мероприятие Беларуси объединит уникальные белорусские и международные компании, инвестиции и финтех решения, инновации и успешные кейсы.

4. О проекте изменений в Указ об оценочной деятельности в Республике Беларусь

Согласно проекту документа действие указа № 615 предлагается распространить на случаи добровольного страхования движимого и недвижимого имущества. Сейчас указ № 615 не распространяется на оценку движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием. Соответственно, аттестованные оценщики не вправе проводить оценку имущества для этих целей.

5. Подробности экономической интеграции Беларуси и России

Россия и Беларусь намерены создать единый Налоговый и Гражданский кодексы, внешнеторговый режим, а также унифицировать учет собственности к 2021 году. К 1 ноября 2019 года должны создать «дорожную карту», объединяющую отраслевое регулирование. Помимо ТЭК гармонизировать предлагается «промышленную политику», что бы это ни значило, режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольную политику, режим защиты потребителей.