Взыскание дебиторской задолженности: нюансы возврата из бюджета излишне уплаченных дебитором налогов

Взыскание дебиторской задолженности: нюансы возврата из бюджета излишне уплаченных дебитором налогов |

Автор Александр Михайлов, специалист таможенного дела Александр Михайлов, специалист таможенного дела
Номер № 11/2019
Количество просмотров 847
Автор дебиторская задолженность, дебиторская задолженность, взыскание, взыскание, судебная практика судебная практика

Следует внимательно подходить к возврату/зачету излишне уплаченных (взысканных) платежей, так как их образование может свидетельствовать об упущениях сотрудников организации. У предприятий, как правило, «висят» в бюджете огромные суммы возвратов НДС и перерасчетов по налогу на прибыль, в то же время эти предприятия наращивают кредиторскую задолженность. Рассмотрим шаги, которые предпринимал поставщик-кредитор, решения суда и особенности действия при банкротстве организаций-дебиторов.

Данная ситуация была рассмотрена судебной коллегией по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь (постановление Верховного Суда Республики Беларусь от 17.09.2019 по делу № 102-13/2019/127А/1053К).

Суть спора

Определением экономического суда города Минска открыто конкурсное производство в отношении ликвидируемого должника — ООО «Г». На основании заявления ООО «Г» ИМНС принято решение от 10.05.2019, согласно которому в адрес ООО «Г» подлежит возврату из бюджета излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в сумме 47 998,68 руб. А 14.05.2019 ИМНС зачла эту сумму в счет уплаты налога на прибыль, о чем направила ООО «Г» сообщение от 14.05.2019.

Позиция истца

ООО «Г» обратилось в экономический суд города Минска с жалобой на действия ИМНС, который признал незаконными действия ИМНС. Суд указал, что с учетом наличия иных кредиторов пятой очереди, имеющих преимущества на удовлетворение своих требований по сравнению с ИМНС, нормы ст. 91 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) заинтересованным лицом не могут быть применимы, поскольку нарушают установленный ст. 86, 87, 141–147 Закона порядок погашения требований кредиторов в конкурсном производстве. Проведение такого зачета возможно только в рамках одной очереди и при отсутствии у должника задолженности по обязательствам вышестоящих очередей. С этими выводами согласилась и апелляционная инстанция.

Позиция ответчика

ИМНС обратилась в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь с кассационной жалобой. В ней указано, что законодательство о банкротстве не содержит каких-либо ограничений в части проведения налоговым органом необходимого зачета с учетом очередности удовлетворения требований кредиторов, предусматривает возможность проведения зачета как налогов, сборов (пошлин), относящихся к третьей очереди, так и зачета пени, относящейся к пятой очереди.

Также, по мнению заявителя кассационной жалобы, Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК) не ограничивает налоговые органы по проведению зачета излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени в отношении плательщиков — организаций, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротстве), такой зачет осуществляется налоговым органом в порядке, предусмотренном законодательством, предписывающем налоговому органу при наличии неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней произвести зачет налогов, сборов (пошлин), пеней после открытия конкурсного производства.

Судебное решение

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Битва ТИТАНОВ: усиление роли евро как резервной валюты по отношению к доллару и намерение США применить все средства на противодействие Китаю

Евросоюз усилит роль евро как мировой резервной валюты по отношению к доллару, в том числе будет создавать деноминированные в евро активы, проводить эмиссию специальных евробондов, создавать цифровой евро, стимулировать более широкое использования евро странами-партнерами. Ситуацию вокруг Китая США будут решать «со своими союзниками, а не в одностороннем порядке

2. Нацбанк: Денежные переводы внутри и трансгранично Беларуси в 2020 г

Общая сумма переведенных внутри Беларуси средств в 2020 г составила чуть более 211,418 тыс BYN, что на 92,37% меньше, чем в 2019 г, когда было переведено около 2,7 млн BYN. Общая сумма переводов, отправленных жителями Беларуси за рубеж в 2020 г выросла на 11,62% по сравнению с 2019 г. Cумма переводов из Беларуси, осуществленных через международные системы денежных переводов, в 2020 г составила 205,502 млн USD против почти 184,113 млн USD в 2019 г.

3. Что хочет белорусский бизнес? Итоги опроса по методологии ОЭСР

Результаты декабрьского опроса топ-менеджеров белорусских компаний подготовил Исследовательский центр ИПМ. Сейчас доминируют риски, которые могут привести к ухудшению экономических показателей. Реализоваться эти риски могут в случае обострения финансовых проблем на уровне предприятий, трудовой миграции, принятия новых пакетов западных санкций в отношении Беларуси.

4. Пять сюжетов дня от Bloomberg: Рискофобия; Уолл-стрит; курс доллара; Китай и ослабление российского рубля

Комитет Сената США проведет слушания по кандидатуре Джанет Йеллен на пост министра финансов. Выступая перед конгрессменами, Йеллен может заявить, что США привержены рыночному курсу доллара и не намерены добиваться его ослабления ради преимуществ в торговле. Однако это не равносильно политике сильного доллара, которую проводили предыдущие администрации. Между тем хедж-фонды нарастили чистые короткие позиции по доллару до рекордного уровня.

5. На обсуждении — изменения в указы по отчуждению транспортных средств

На общественное обсуждение вынесен проект указа о внесении изменений в ряд указов, подготовленный для совершенствования порядка отчуждения транспортных средств и расчетов, производимых между юрлицами, ИП и физлицами за отчуждаемые транспортные средства, в том числе при комиссионной торговле, а также обеспечения защиты прав продавцов и добросовестных приобретателей транспортных средств.

6. В России снизят налог на прибыль до 5% для резидентов САР Калининграда и Дальнего Востока

Совершенствование налоговых режимов в специальных административных районах (САР) Калининграда и Дальнего Востока предусматривает снижение ставки налога на вывод капитала с 15% до 10% при условии, что компания вложит 300 млн рублей в развитие инфраструктуры территории и создаст не менее 15 рабочих мест. Также предлагается понизить налог на прибыль до 5%.