Взыскание дебиторской задолженности: нюансы возврата из бюджета излишне уплаченных дебитором налогов

Взыскание дебиторской задолженности: нюансы возврата из бюджета излишне уплаченных дебитором налогов |

Автор Александр Михайлов, специалист таможенного дела Александр Михайлов, специалист таможенного дела
Количество просмотров 120
Автор дебиторская задолженность, дебиторская задолженность, взыскание, взыскание, судебная практика судебная практика

Следует внимательно подходить к возврату/зачету излишне уплаченных (взысканных) платежей, так как их образование может свидетельствовать об упущениях сотрудников организации. У предприятий, как правило, «висят» в бюджете огромные суммы возвратов НДС и перерасчетов по налогу на прибыль, в то же время эти предприятия наращивают кредиторскую задолженность. Рассмотрим шаги, которые предпринимал поставщик-кредитор, решения суда и особенности действия при банкротстве организаций-дебиторов.

Данная ситуация была рассмотрена судебной коллегией по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь (постановление Верховного Суда Республики Беларусь от 17.09.2019 по делу № 102-13/2019/127А/1053К).

Суть спора

Определением экономического суда города Минска открыто конкурсное производство в отношении ликвидируемого должника — ООО «Г». На основании заявления ООО «Г» ИМНС принято решение от 10.05.2019, согласно которому в адрес ООО «Г» подлежит возврату из бюджета излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в сумме 47 998,68 руб. А 14.05.2019 ИМНС зачла эту сумму в счет уплаты налога на прибыль, о чем направила ООО «Г» сообщение от 14.05.2019.

Позиция истца

ООО «Г» обратилось в экономический суд города Минска с жалобой на действия ИМНС, который признал незаконными действия ИМНС. Суд указал, что с учетом наличия иных кредиторов пятой очереди, имеющих преимущества на удовлетворение своих требований по сравнению с ИМНС, нормы ст. 91 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) заинтересованным лицом не могут быть применимы, поскольку нарушают установленный ст. 86, 87, 141–147 Закона порядок погашения требований кредиторов в конкурсном производстве. Проведение такого зачета возможно только в рамках одной очереди и при отсутствии у должника задолженности по обязательствам вышестоящих очередей. С этими выводами согласилась и апелляционная инстанция.

Позиция ответчика

ИМНС обратилась в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь с кассационной жалобой. В ней указано, что законодательство о банкротстве не содержит каких-либо ограничений в части проведения налоговым органом необходимого зачета с учетом очередности удовлетворения требований кредиторов, предусматривает возможность проведения зачета как налогов, сборов (пошлин), относящихся к третьей очереди, так и зачета пени, относящейся к пятой очереди.

Также, по мнению заявителя кассационной жалобы, Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК) не ограничивает налоговые органы по проведению зачета излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени в отношении плательщиков — организаций, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротстве), такой зачет осуществляется налоговым органом в порядке, предусмотренном законодательством, предписывающем налоговому органу при наличии неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней произвести зачет налогов, сборов (пошлин), пеней после открытия конкурсного производства.

Судебное решение

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Не хотите попасть под штраф при работе с ЕС – изучите новые правила защиты потребителей в интернете

В Евросоюзе с 7 января 2020 года вступили в силу новые правила защиты потребителей в интернете «New Deal for Customers». Речь идет об усилении борьбы против «мошенников и онлайн-обманщиков» и о развитии законодательства после вступления 25 мая 2018 в силу регламента ЕС о защите данных (GDPR), регулирующего распространение и использование личных данных европейцев.

2. Прогноз поведения российского рубля и российского фондового рынка в 2020 году

По оценке Минэкономразвития РФ, дальнейшему укреплению рубля будут способствовать сохранение текущего уровня ставок по банковским кредитным продуктам и реализация текущих бюджетных параметров. Совокупный спрос в экономике при этом сохранится на низком уровне, считают в ведомстве. В 2019 году рубль вырос более чем на 10% к доллару и на 14% к евро. При этом в конце года российская валюта укреплялась вопреки многолетним сезонным традициям.

3. Каковы причины и последствия нефтяного конфликта для Беларуси. Послевкусие к Указу № 9 от 10 января 2020 года

Цены на нефть для Беларуси устанавливают компании двух стран, а не правительство России, заявил вице-премьер РФ Дмитрий Козак. По словам Козака, особенность нефтяной отрасли России в том, что она функционирует на рыночных условиях и цены на нефть не регулируются государством. Он подчеркнул, что сейчас речь идет о частных коммерческих контрактах российских нефтяных компаний с "Белнефтегазом".

4. О новом порядке финансирования и проведения тепловой модернизации домов

Постановление правительства детализирует порядок организации и финансирования подобных мероприятий, а также уточняет способ возмещения собственниками квартир затрат на их реализацию. В документе указаны виды работ, которые будут выполняться при утеплении дома, и определены льготные категории граждан, для которых срок рассрочки может быть увеличен до 15 лет.

5. Белорусские токены: такой доходности за рубежом нигде получить нельзя

То, что делает сегодня БелВЭБ, — это обгоняет время, для Беларуси внедрение такого инструмента — это рано. Но для внешних рынков — наоборот. Поскольку российский финансовый рынок более зрелый, то он готов к этому. Для наших соотечественников, которые живут за рубежом, это тоже понятно, они подтверждают, что такой доходности за рубежом больше нигде получить нельзя.


6. KEF: Ослабить валюту — значит ослабить государство

Память о хаосе на валютном рынке остывает, и поэтому аргументы сторонников эмиссионного кредитования начинают выглядеть все более заманчиво. Отказ Нацбанка решать чужие проблемы через печатный станок раздражает многих, как и высокая степень его автономии в принятии решений. Но национальная валюта – это один из столпов независимости. Ослабить валюту (а именно к этому ведет эмиссионное кредитование) – это значит ослабить государство».