Аренда или услуги хранения: как выбрать эффективную модель и увеличить выручку от неэффективных активов

Аренда или услуги хранения: как выбрать эффективную модель и увеличить выручку от неэффективных активов |

Автор Александр Михайлов, специалист таможенного дела Александр Михайлов, специалист таможенного дела
Номер № 01/2019
Количество просмотров 582
Автор аренда, аренда, услуги, услуги, хранение, хранение, ценообразование ценообразование

Организации всех отраслей сталкиваются с проблемой пустующих площадей и территорий, и, естественно, встает вопрос о том, как правильно ими распорядиться: сдача помещений (зданий) и территорий в аренду или заключение договоров хранения и полное распоряжение получаемой выручкой.

Если по каким-либо причинам невозможно сдать в аренду складские помещения, находящиеся в госсобственности, а также в собственности хозобществ, в уставных фондах которых более 50% акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, то организации вправе заключить договоры хранения со сторонними организациями. В данном случае, в отличие от договоров аренды, проведение аукционов не требуется.

Правовые аспекты заключения договоров хранения

В соответствии со ст. 776 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. В свою очередь, в силу ст. 780 ГК в случаях, прямо предусмотренных договором хранения, принятые на хранение вещи одного поклажедателя могут смешиваться с вещами того же рода и качества других поклажедателей (хранение с обезличением). Поклажедателю возвращается равное или обусловленное сторонами количество вещей того же рода и качества.

Согласно ст. 786 ГК вознаграждение за хранение должно быть уплачено хранителю по окончании хранения, а если оплата хранения предусмотрена по периодам, оно должно выплачиваться соответствующими частями по истечении каждого периода. Таким образом, размер платы за хранение следует определить в договоре хранения. Например, в договоре хранения может быть раздел следующего содержания:

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА ХРАНЕНИЕ

Вознаграждение за хранение одной тонны продуктов питания составляет 10 (десять) белорусских копеек в день.

Названная сумма выплачивается ежемесячно путем перечисления денежных средств на расчетный счет Хранителя не позднее 5-го числа месяца, следующего за календарным месяцем, в котором производилось хранение товаров.

Заметим, что при просрочке уплаты вознаграждения за хранение более чем на половину периода, за который оно должно быть уплачено, хранитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать от поклажедателя немедленно забрать сданную на хранение вещь.

Кроме того, вознаграждение за хранение выплачивается и в том случае, если по истечении срока хранения находящаяся на хранении вещь не взята обратно поклажедателем.

Согласно ст. 787 ГК расходы хранителя на хранение вещи включаются в вознаграждение за хранение. То есть фактически в вознаграждение за хранение допускается включать и зарплату персонала по приему товаров. Этим отличается порядок определения вознаграждения за хранение товаров от порядка определения арендной платы.

Важно

В отдельных случаях законодатель позволяет увеличивать вознаграждение за хранение за счет чрезвычайных расходов. В частности, в соответствии со ст. 788 ГК расходы на хранение вещи, которые превышают обычные расходы такого рода и которые стороны не могли предвидеть при заключении договора хранения (чрезвычайные расходы), возмещаются хранителю, если поклажедатель дал согласие на эти расходы или одобрил их впоследствии, а также в других случаях, предусмотренных законодательством или договором. Таким образом, чрезвычайные расходы возмещаются только при наличии соответствующего согласия поклажедателя. При необходимости произвести чрезвычайные расходы хранитель обязан запросить поклажедателя о согласии на эти расходы. Если поклажедатель не сообщит о своем несогласии в срок, указанный хранителем, или в течение нормально необходимого для ответа времени, считается, что он согласен на чрезвычайные расходы. В случае, когда хранитель произвел чрезвычайные расходы на хранение, не получив от поклажедателя предварительного согласия на эти расходы, хотя по обстоятельствам дела это было возможно, и поклажедатель впоследствии не одобрил их, хранитель может требовать возмещения чрезвычайных расходов лишь в пределах ущерба, который мог быть причинен вещи, если бы эти расходы не были произведены. Заметим, что если в договоре не оговорено иное, то чрезвычайные расходы возмещаются сверх вознаграждения за хранение.

Нормативное регулирование тарифов за хранение и аренду

Касаясь вопроса нормативного регулирования размера арендной платы (вознаграждения за хранение), заметим следующее. В соответствии со ст. 6 и 7 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» в Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных названным Законом, применяются свободные цены (тарифы). Исключением из данного правила является порядок ценообразования, установленный Указом Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150.

Продолжение читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Исследование JPMorgan: инвесторы постарше покупают золото, молодые - биткоин

Инвесторы в целом интересуются альтернативными активами, но старшие покупают золото, а тем, кто помоложе, нравится биткоин, говорят стратеги во главе с Николаосом Панигирцоглу. Миллениалы вкладываются в акции, особенно технологических компаний, а инвесторы постарше продают акции, сказали они.

2. Прогноз: Беларуси грозит отсроченная и растянутая рецессия

Вопреки резкому проседанию спроса на большинстве крупных госпредприятий поддерживались объемы производства и это привело к быстрому росту запасов готовой продукции и ухудшению состояния ликвидности. В промышленности запасы во 2 кв. впервые с рецессионного 2015 г. достигли уровня около 80% от среднемесячного объема производства. Возникший разрыв между производством и спросом предприятиям придется сокращать в последующие периоды, ограничивая производство и распродавая запасы.

3. BEROC: Занятость снизилась, зарплаты выросли

Реальные удельные издержки на труд существенно превысили свой долгосрочный равновесный уровень. «Это означает, что текущий уровень зарплаты становится дополнительным бременем для ценовой конкурентоспособности фирм, — предупреждают авторы исследования.

4. «Единственные производители» и участие в процедурах госзакупок

Из списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок, досрочно исключаются субъекты, являющиеся единственными производителями. Соответствующая норма включена постановлением МАРТ от 17 июля 2020 г. № 52 и вступает в силу с 5 августа 2020 года.

5. Минфин Беларуси срочно переключился на размещение рублевых облигаций. Что это значит?

Ранее в текущем году Минфин размещал 5 выпусков валютных облигаций, два из которых – 267 и 268 были признаны несостоявшимися. Вместе с тем, ведомству удалось распродать три номинированных в долларах США выпуска бумаг (265, 266 и 269) на общую сумму в 210 млн USD. 2 июля, впервые после 2017 года, Минфин провел непубличное размещение двух рублевых выпусков облигаций на общую сумму 200 млн. рублей.

6. Давление из Москвы усилилось. Белорусские налоговики не хотят переходить на российские ИТ-платформы

С 2019 года правительство РФ активно продвигает предложения о переводе информационных систем, применяемых в Беларуси в сфере фискального контроля, на российские цифровые платформы. Это действующие или разрабатываемые системы контроля работы кассового оборудования, маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками или средствами идентификации, системы электронных счетов-фактур и электронных накладных, прослеживаемости товаров.