Каким компаниям и когда надо создавать казначейство. Пример строительного холдинга |
Казначейство любой компании отвечает за ликвидность и оптимизацию денежных потоков, краткосрочное и коммерческое кредитование, прогнозирование движения денежных средств, управление финансовыми рисками, финансовое моделирование, анализ исполнения бюджета поступлений и бюджета платежей, управление рабочим капиталом, формирование рекомендаций по финансовой стратегии и реализацию финансовой политики. Рассмотрим опыт налаживания работы казначейства на примере строительного холдинга.
Плюсы создания казначейства
Финансовая служба холдинга, в нашем понимании, — подразделение, созданное в помощь финансовому директору и работающее на него. Казначейство — несколько более самостоятельный игрок, который активнее взаимодействует с нефинансовыми структурами компаний (в первую очередь со службами сбыта и снабжения, отделом продаж, строительным управлением). Наличие такого подразделения позволяет внедрять и реализовывать финансовую политику компании, вступившей в стадию зрелости (переход от роста за счет консолидации и новых поглощений к органическому росту и повышению производительности).
Казначейство согласно финансовой политике — хранитель денег всех предприятий холдинга и гарант того, что холдинг выполнит все принятые на себя обязательства сегодня и в будущем. Для бизнеса и акционеров это обеспечение финансирования всех стратегических проектов и потребностей, для кредиторов — соблюдение установленных регулятивных правил и норм.
Более тесное сотрудничество с нефинансовыми структурами на горизонтальном уровне позволяет решать такую комплексную задачу, как управление рабочим капиталом.
Хранитель денег
Прогнозный бюджет поступлений и платежей формируется казначейством в режиме реального времени в разрезе дня, месяца, квартала, года и нескольких лет вперед, объекта, статьи, бизнес-направления, предприятия. Дни, месяцы, объекты, статьи поступлений и платежей, как каждого предприятия, так и консолидированные данные, анализируются в разрезе «план-факт». Часть функций дочерних предприятий централизована (продажи, инвестиционная деятельность, сбыт, снабжение). Поэтому есть возможность динамично управлять финансовыми потоками и затратами, делать их прозрачными.
И если по стечению обстоятельств той или иной службе или отделу понадобятся дополнительные финансовые ресурсы, то сначала следует доказать казначейству, что: лимиты были превышены в силу форс-мажорных обстоятельств — выросли цены, изменился инвестиционный план, возникла необходимость срочного ремонта; возможности для сокращения затрат в текущем периоде исчерпаны. Такая система заставляет соответствующие отделы и службы подумать над сокращением потребности в оборотных средствах и получать от поставщиков более выгодные условия поставок. В этом случае казначейство помогает выбрать схемы расчетов, которые наиболее эффективны и могут быть реализованы в необходимые сроки.
С коммерсантами ситуация симметричная: если видим провалы по выручке против прогноза на определенную дату бюджета (за месяц или другой период), то обязываем коммерческую службу и строительное управление увеличить выручку в других сегментах продаж или сократить дебиторскую задолженность.
Финансовые риски
Безусловно, казначейство — самое правильное подразделение в компании для управления теми финансовыми рисками, которые, с одной стороны, легко поддаются количественной оценке, с другой — зависят от наблюдаемых случайных процессов и величин.
Финансовое моделирование
...
Подробнее читайте в статье.
<...>