Особенности оплаты труда руководителей в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь |
Положением об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности» (далее — Положение № 597, постановление № 597 соответственно), определяются условия оплаты труда руководителей государственных организаций (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 % (далее — госорганизации). По порядку же оплаты труда руководителей организаций частной формы собственности отдельного нормативного документа нет, следовательно, согласно п. 7 ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 63, ст. 64 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) размеры оплаты труда руководителя частной организации, его заместителей определяются по соглашению сторон при заключении трудового договора. Иными словами — самостоятельно.
Частные организации
Так, частные организации вправе порядок оплаты труда руководителя:
- установить аналогично порядку, предусмотренному Положением № 597 (п. 3 постановления № 597);
- разработать самостоятельно (ч. 1 ст. 63, ст. 64 ТК).
Трудовой договор (контракт) с руководителем организации заключается собственником имущества организации либо уполномоченным им органом (организацией) на срок, установленный учредительным документом организации или соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательными актами (ч. 1 ст. 254 ТК). Порядок и условия оплаты труда руководителя закрепляют в трудовом договоре (контракте) (п. 7 ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 63, ст. 64 ТК).
Оплата труда работников, за исключением работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, производится на основе тарифных ставок (тарифных окладов (ч. 2 ст. 61 ТК). Таким образом, тарифный оклад (тарифная ставка) является обязательным элементом оплаты труда руководителя. Также для руководителей, с которыми заключен контракт, предусмотрено обязательное повышение тарифной ставки (тарифного оклада) — не более чем на 50 %, если больший размер не предусмотрен законодательством (абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 2612 ТК). Тарифные ставки (тарифные оклады) работников коммерческих организаций, в том числе и руководителей, повышаются нанимателями в зависимости от эффективности хозяйствования и в пределах имеющихся финансовых возможностей (п. 2.2 Указа Президента Республики Беларусь от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда»).
Стимулирующие (надбавки, премии, бонусы и иные выплаты) и компенсирующие выплаты устанавливаются руководителю по соглашению сторон и закрепляются в договоре (контракте), ЛПА (абз. 8 ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 63, ст. 64 ТК).
Далее рассмотрим ограничения, которые законодательством определены для отдельных ситуаций в вопросах оплаты труда руководителей как частных, так и госорганизаций.
1. Запрещено повышать тарифный оклад (тарифную ставку):
- при наличии задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды — до полного погашения этой задолженности, за исключением организаций, которым в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь, областных, Минского городского Совета депутатов предоставлена отсрочка (рассрочка) погашения задолженности по платежам в бюджет, наложенным административным взысканиям и пеням при условии своевременной уплаты ими текущих платежей в бюджет (абз. 2 ч. 1 п. 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2001 № 1794 «О некоторых мерах по выплате заработной платы работникам отраслей экономики»).
2. Запрещено повышать тарифный оклад (тарифную ставку), действующие размеры премий, надбавок и доплат:
- субъектам хозяйствования всех форм собственности при наличии задолженности по заработной плате и (или) обязательным страховым взносам в ФСЗН, в период до погашения этой задолженности (п. 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1998 № 1972 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики»).
3. Запрещено руководителям юридического лица (его обособленного подразделения) начислять и выплачивать все виды премий, бонусов и вознаграждений, предусмотренные условиями трудовых договоров за:
-
календарные дни, в которых имелась задолженность по платежам в республиканский и (или) местные бюджеты, бюджет ФСЗН;
-
месяцы, в которых допущена просроченная задолженность по платежам в республиканский и (или) местные бюджеты, бюджет ФСЗН (п. 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 26.10.2020 № 381 «Об обеспечении расчетов с бюджетами») (далее — Указ № 381).
Под задолженностью по платежам в республиканский и (или) местные бюджеты, бюджет ФСЗН понимаются (примечание к п. 1.1 Указа № 381):
-
сумма не уплаченных в срок налогов, сборов (пошлин), штрафов, пеней, неналоговых и иных обязательных платежей, подлежащих уплате в указанные бюджеты в соответствии с законодательством, в том числе платежей в счет погашения задолженности по бюджетным ссудам, бюджетным займам, обязательствам перед бюджетом по заключенным с банками договорам уступки требования, по исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, начисленным процентам и пеням по ним;
-
обязательства, возникшие в случае неисполнения пользователями внешних государственных займов и внешних займов, гарантированных Правительством Республики Беларусь, своих обязательств по исполнению платежей по погашению и обслуживанию таких займов.
Под просроченной задолженностью по платежам в указанные бюджеты понимается задолженность, образовавшаяся в результате неуплаты соответствующих платежей начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем возникновения задолженности по платежам в республиканский и (или) местные бюджеты, бюджет ФСЗН (примечание к п. 1.1 Указа № 381).
Обращаем ваше внимание, что положения Указа № 381 не распространяют свое действие на руководителей юридических лиц (их обособленных подразделений), которым предоставлена отсрочка (рассрочка) погашения задолженности по платежам в республиканский и (или) местные бюджеты, бюджет ФСЗН (при условии своевременной уплаты текущих платежей в республиканский и (или) местные бюджеты, бюджет ФСЗН) в соответствии с решениями:
-
Президента Республики Беларусь;
-
областных, Минского городского, районных, городских (городов областного подчинения) Советов депутатов;
-
местных исполнительных и распорядительных органов (п. 2 Указа № 381).
ПРИМЕР
Заработную плату за март 2021 г. организация выплатила 9 апреля 2021 г., при этом страховые взносы в ФСЗН из-за нехватки оборотных средств перечислила частично. Полный расчет с ФСЗН произведен организацией 20 апреля 2021 г.
Руководителю планировалось начислить премию за апрель 2021 г. в размере 600 руб. В апреле за организацией имелась задолженность по страховым взносам в ФСЗН — 11 календарных дней, а именно с 10 по 20 апреля. Таким образом, премия руководителю начисляется в размере 380,00 руб. (600 руб. / 30 · 19 (дни апреля, в которых нет задолженности)).
4. Запрещено руководителям организаций начислять и выплачивать все виды премий, бонусов и вознаграждений, предусмотренные условиями контрактов, за месяц, в котором допущены:
-
рост убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный период по сравнению с предыдущим периодом по организации в целом, если иное не установлено законодательством;
-
задолженность по выплате заработной платы, государственных пособий семьям, воспитывающим детей;
-
задолженность по оплате потребленных с начала отчетного года природного газа, электрической и тепловой энергии, образовавшаяся в результате необеспечения их оплаты в сроки, установленные договорами или законодательными актами (ч. 1 п. 2.5 постановления № 597).
Начисление руководителям организаций всех видов премий, бонусов и вознаграждений, предусмотренных условиями контрактов, за квартал, полугодие или иной период производится пропорционально месяцам, в которых отсутствовали рост убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) и виды задолженности, указанные в ч. 1 п. 2.5 постановления № 597 (ч. 3 п. 2.5 постановления № 597).
Как мы уже отметили ранее, Положением № 597 определен порядок оплаты труда руководителям госорганизаций. Тем не менее письмом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20.11.2015 № 1-2-12/2735 «О применении норм постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 октября 2015 г. № 848» (далее — письмо № 1-2-12/2735) определено, что нормы п. 2.5 постановления № 597 являются обязательными для применения в отношении руководителей организаций независимо от формы собственности (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций).
ПРИМЕР
Организация зарплату за февраль 2021 г. выплачивает в марте 2021 г. частями: часть в срок выплаты — 10 марта 2021 г. и часть — 29 марта 2021 г. В сложившейся ситуации в марте допущена задолженность по выплате заработной платы, поскольку она не выплачена в срок в положенном размере (письмо № 1-2-12/2735). Таким образом, премия за март руководителю не начисляется.
5. Предельный уровень заработной платы ограничен.
Так, п. 2.1 постановления № 597 определено, что коэффициент соотношения средней заработной платы руководителей организаций независимо от формы собственности (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) и средней заработной платы по организации в целом (далее — коэффициент) не может превышать 8. При заключении контракта с руководителем организации условия и размеры оплаты его труда определяются с учетом установленного коэффициента (ч. 9 п. 2.1 постановления № 597).
СПРАВОЧНО
Одной из государственных гарантий работникам по оплате труда является установление размера минимальной заработной платы (далее — МЗП). Заработная плата руководителя организации не может быть ниже установленного гарантированного государством размера, а именно МЗП за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей, вытекающих из законодательства, ЛПА и трудового договора (ч. 1 ст. 59 ТК, абз. 2 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 17.07.2002 № 124-З «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы»).
Если установленный коэффициент соотношения превышен, то сумма зарплаты, относящаяся к этому превышению, при расчете налога на прибыль не учитывается (абз. 3 п. 1.3 и п. 3 ст. 173 НК, ч. 1 и 2 п. 2.1 постановления № 597).
Рассмотрим нормы, необходимые для расчета коэффициента, установленные п. 2.1 постановления № 597.
1. Расчет фактического значения коэффициента производится ежемесячно по организации в целом нарастающим итогом с начала отчетного года (ч. 3 п. 2.1 постановления № 597).
2. Если назначение руководителя организации на должность либо принятие решения об уменьшении ему коэффициента происходит в течение отчетного года, расчет фактического значения данного коэффициента производится нарастающим итогом начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором заключен контракт либо принято указанное решение (изменен контракт) (ч. 4 п. 2.1 постановления № 597).
3. Если принято решение об увеличении руководителю организации коэффициента, расчет фактического значения такого коэффициента производится нарастающим итогом с начала отчетного года исходя из нового размера коэффициента (ч. 5 п. 2.1 постановления № 597).
4. Для руководителя организации, к которой в результате реорганизации присоединена иная организация с созданием на базе имущества присоединенной организации филиала либо структурного подразделения, расчет фактического значения коэффициента может по решению органа, заключившего контракт, производиться в течение трех лет без учета фонда заработной платы и среднесписочной численности работников данного филиала либо структурного подразделения. После истечения данного трехлетнего периода расчет фактического значения коэффициента производится с месяца, следующего за месяцем окончания этого трехлетнего периода (ч. 6 п. 2.1 постановления № 597).
5. При расчете фактического значения коэффициента заработная плата руководителя организации исключается из фонда заработной платы по организации в целом (ч. 7 п. 2.1 постановления № 597).
6. По решению органа, заключившего контракт, фонд заработной платы и среднесписочная численность работников дочерних организаций могут учитываться при исчислении фактического значения коэффициента (ч. 8 п. 2.1 постановления № 597).
7. В п. 2.2 постановления № 597 перечислены выплаты, которые не учитываются в заработной плате руководителя при расчете коэффициента, а именно:
-
годовой бонус в размере не более 12 окладов включительно;
-
материальная помощь при предоставлении трудового отпуска и материальная помощь (единовременные выплаты) по основаниям, предусмотренным в коллективном договоре либо ином локальном нормативном правовом акте, принятом в порядке, установленном законодательством;
-
денежная компенсация за неиспользованный трудовой отпуск; и др.
С учетом особенностей включения некоторых выплат в заработную плату руководителя при расчете коэффициента, определенных нормами п. 2.1 и 2.2 постановления № 597, по мнению автора, показатели фонда зарплаты и среднесписочной численности работников, используемые в расчете средней зарплаты, необходимо определять в соответствии с Указаниями по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденными постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 20.01.2020 № 1 (далее — Указания № 1).
Для более наглядного представления расчета представляем следующий алгоритм:
1. Необходимо рассчитать среднюю зарплату руководителя за определенный период.
Средняя зарплата руководителя за определенный период = (Фонд зарплаты руководителя за соответствующий период (п. 47 Указаний № 1) – Выплаты, исключаемые из расчета за такой же период) / Кол-во месяцев этого периода.
2. Производим расчет средней заработной платы по организации в целом за соответствующий период.
Средняя заработная плата по организации в целом за соответствующий период, за исключением зарплаты руководителя (п. 54–55 Указаний № 1) = Фонд зарплаты работников (без зарплаты внешних совместителей, без вознаграждений лиц несписочного состава и без зарплаты руководителя) за соответствующий период / Среднесписочная численность работников (без учета руководителя) за такой же период (п. 10 Указаний № 1) / Кол-во месяцев этого периода.
3. Рассчитываем соотношение средней зарплаты руководителя и средней зарплаты по организации в целом за соответствующий период.
Средняя зарплата руководителя / Средняя заработная плата по организации в целом ≤ 8.
Чтобы проработать на цифрах расчет, приведем практический пример.
ПРИМЕР
Перед начислением заработной платы и премии за март 2021 г. руководителю организации необходимо произвести расчет соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников организации за период январь–март 2021 г. Данные по организации, необходимые для расчета, приведены в таблице.
Рассчитаем среднюю зарплату руководителя за 01–03 мес. 2021 г.
Согласно п. 6.5 Положения № 597 вознаграждение по итогам работы за год учитывается при расчете фактического значения коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы по организации в целом ежемесячно в текущем году равными долями начиная с месяца его фактической выплаты. Поскольку нормы Положения № 597 касаются только госорганизаций, то, по мнению автора, частные организации вправе также руководствоваться приведенной нормой. Таким образом, поскольку данное вознаграждение было начислено в марте, то начиная с марта и до конца года включительно равными долями оно будет учитываться при расчете средней зарплаты руководителя, а именно в размере 200 руб. (2000,00 руб. / 10 мес. · 1 мес.).
Рассчитаем среднюю заработную плату руководителя.
(8400,00 руб.+1300,00 руб. + 200,00 руб. ) / 3 мес. = 3300,00 руб.
1. Рассчитаем среднюю зарплату по организации за 01–03 мес. 2021 г.
(65000,00 руб. / 54 чел. / 3 мес.) = 401,23 руб.
2. Рассчитаем коэффициент в случае начисления планируемых сумм в полном размере.
3300,00 руб. / 401,23 руб. = 8,22 > 8.
Как видим, в случае начисления в марте руководителю должностного оклада в размере 2800,00 руб. и премии в размере 600,00 руб. коэффициент превысит 8, а значит, размер начислений необходимо уменьшить.
Поскольку соотношение средней заработной платы руководителя и в организации в целом не может превышать 8, то предельная средняя заработная плата для соблюдения предельного размера коэффициента не должна превышать 3209,84 руб. (401,23 руб. · 8). Таким образом, необходимо уменьшить начисление премии в марте. Определим, насколько:
(3300,00 руб. – 3209,84 руб.) · 3 мес. = 270,48 руб.
На основании произведенных расчетов премию в марте руководителю можно начислить не более чем 329,52 руб. (600,00 руб. – 270,48 руб.). Предположим, что премия руководителю в марте к начислению 320,00 руб.
Произведем проверку, не выйдет ли с новыми начислениями марта коэффициент за допустимые пределы: (2800,00 руб. · 3 мес. + 400,00 руб. + 300,00 руб. + 320,00 руб. + 200,00 руб.) / 3 мес. = 3206,67 руб. — средняя зарплата руководителя с новым размером премии за март.
3206,67 руб. / 401,23 руб. = 7,99 < 8 — коэффициент не превышен.
Таким образом, руководителю начислено в марте зарплаты 5120,00 руб. (в том числе 2 800 руб. — должностной оклад, 320,00 руб. — текущая премия, 2000,00 руб. — 13 зарплата).
Государственные организации
На зарплату руководителей госорганизаций распространяются такие же приведенные выше требования законодательства, как и для частных организаций, определенные постановлением № 597, но с некоторыми дополнениями. Так, согласно ч. 2 п. 2.1 постановления № 597 определено, что решение об установлении конкретного размера коэффициента, который не может превышать 8, принимается собственником имущества или должностным лицом, органом (организацией), уполномоченными заключать контракт, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. При этом в отношении руководителей госорганизаций, включая банки, этот коэффициент согласовывается:
-
до 4 включительно — с органом, осуществляющим владельческий надзор;
-
свыше 4 и до 6 включительно — с органом, осуществляющим владельческий надзор, и облисполкомом (Мингорисполкомом);
-
свыше 6 и до 8 включительно — с органом, осуществляющим владельческий надзор, и Премьер-министром Республики Беларусь.
Что касается общих положений по заработной плате руководителей госорганизаций, то в этом вопросе необходимо руководствоваться Положением № 597. Так, оклад руководителя формируется путем суммирования тарифного оклада, исчисленного в соответствии с п. 3 Положения № 597, и суммы его повышения, предусмотренного в п. 4 Положения № 597 (ч. 2 п. 2 Положения № 597).
Предусмотрено обязательное повышение тарифного оклада (тарифной ставки) руководителей, с которыми заключены контракты, — не более чем на 50 % (если больший размер не предусмотрен законодательством) (п. 4 Положения № 597, абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 2612 ТК).
Также орган, заключивший контракт, может устанавливать руководителям следующие стимулирующие выплаты (п. 6 Положения № 597):
При этом одновременно не устанавливаются следующие стимулирующие выплаты (ч. 1 п. 8 Положения № 597):
-
премии, краткосрочные бонусы вместе с ежемесячным вознаграждением и (или) с вознаграждением за обеспечение реализации продукции, товаров (работ, услуг), в том числе на экспорт, снижение запасов готовой продукции в процентном отношении от выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг) в действующих ценах, за непосредственное участие в заключении внешнеэкономической сделки (договора) в зависимости от эффективности ее (его) реализации в процентном отношении от суммы этой сделки (договора);
-
вознаграждение по итогам работы за год вместе с годовым бонусом.
При этом ежемесячное вознаграждением и (или) вознаграждение за обеспечение реализации продукции, товаров (работ, услуг), в том числе на экспорт, снижение запасов готовой продукции в процентном отношении от выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг) в действующих ценах, за непосредственное участие в заключении внешнеэкономической сделки (договора) в зависимости от эффективности ее (его) реализации в процентном отношении от суммы этой сделки (договора) устанавливаются руководителю только в случае осуществления указанных выплат работникам организации (ч. 2 п. 8 Положения № 597).
Основаниями для обязательного снижения (лишения) премий, бонусов и вознаграждений руководителю являются реализация продукции, товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям стандартов, недостижение превышения темпа роста производительности труда над темпом роста заработной платы, непринятие мер по соблюдению производственной, трудовой и исполнительской дисциплины и обеспечению безопасных условий труда в возглавляемой им организации и другие (п. 9 Положения № 597).
Также в отношении заработной платы руководителей госорганизаций действуют такие же ограничения, которые перечислены в части настоящей статьи, касаемо частных организаций.
Установлен запрет на выплату заработной платы
Так, выплата заработной платы руководителям организаций производится не ранее ее выплаты работникам данных организаций и в соответствии с процентом (долей) заработной платы, выплаченной этим работникам (ч. 1 п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»).
ТАБЛИЦА
<...>