Работа после пандемии: эксперты подсчитали, сколько удаленка может сэкономить расходов компаниям и как это сделать, избежав ошибок |
Предприятия рассматривают переход на дистанционную работу на постоянной основе. Об этом уже говорят многие наши коллеги в Беларуси. В Беларуси Указом от 24.04.2020 № 143 (далее — Указ № 143) ввели временный перевод работников без их согласия к другому нанимателю и изменение существенных условий труда в течение одного календарного дня. Изменения касаются в том числе перевода сотрудников на удаленную работу или изменения рабочего графика.
Тем более интересно изучить этот вопрос, ведь подобные планы озвучили такие российские гиганты, как «Газпром нефть», «Северсталь», «Ростелеком», «Русал», «Вымпелком», «ФосАгро», группы ЧТПЗ, Х5 Retail Group и «Ленты». По мнению опрошенных «Известиями» экспертов, удаленка сэкономит бизнесу порядка 35% расходов на аренду офиса и коммунальные услуги. В связи с этим арендные ставки к концу 2020-го могут упасть на 15–30%.
Новая реальность — опыт российских компаний
После стабилизации эпидемиологической ситуации компании-гиганты планируют перевести часть персонала на удаленную занятость. Большинство из них сейчас изучают возможные сценарии для такого шага.
Так, рассмотреть возможности расширения форматов дистанционной занятости после завершения пандемии готовы в «Газпром нефти». Как один из перспективных вариантов обсуждается комбинированный подход к удаленной деятельности, сочетающей очный и онлайн-режимы, рассказали в пресс-службе. Сейчас из дома работают более 30 тыс. человек. Заинтересованность во внеофисной деятельности отметили около 20% сотрудников группы.
Варианты перехода на полную или частичную дистанционную занятость прорабатывают и в «Ростелекоме». Итоговое решение еще не принято и говорить о количестве персонала, а также объеме экономии затрат рано, сказали в пресс-службе госкомпании, которая перевела на домашний режим более 50 тыс. человек.
«Билайн» начал внедрять проект удаленной работы BeeFREE четыре года назад, он позволил в 2019-м сократить на 25% затраты на аренду офисов, а их площадь уменьшить также на четверть, рассказала исполнительный вице-президент по управлению персоналом, организационному развитию и поддержке ПАО «Вымпелком» Ольга Филатова. По ее словам, последние опросы показали рост числа желающих трудиться вне офиса и после карантина. Компания изучает разные сценарии использования дистанционной работы. Из дома трудятся более 90% сотрудников.
Промышленные предприятия также рассматривают новую форму занятости. В группе ЧТПЗ провели оценку функций, которые в дальнейшем возможно выполнять на расстоянии. В пресс-службе группы отметили, что решение будет принято после детального анализа. В «Северстали» заявили, что прорабатывают частичный переход на дистанционный режим работы после пандемии, там, где это оправдано, но пока окончательных выводов нет, рассказали в ее пресс-службе.
Целесообразность перевода части специалистов на удаленку по результатам последних месяцев работы оценивается, отметил представитель холдинга «ФосАгро». Он добавил, что новая форма занятости коснется только административного персонала. Говорить о доле сотрудников и финансовых эффектах от такого решения в компании готовы после представления руководству полученных результатов. Сейчас свыше 3,5 тыс. из 18 тыс. человек, не задействованные на производстве, переведены на дистанционный режим.
Удаленная работа станет частью новых стандартов деятельности Х5 Retail Group. После нормализации ситуации планируется перевести на такой формат не менее 30% персонала, отметили в пресс-службе компании. Переход некоторых сотрудников на дистанционный или гибридный режимы деятельности рассмотрят и в «Ленте».
Изучать опыт дистанционной работы после стабилизации ситуации и возвращения всех процессов на традиционные рельсы будут в компании «Русал». После снятия ограничений предприятие вернется в обычный режим, добавили в пресс-службе «КамАЗа».
Касаясь подготовки к посткарантинной жизни, бизнес рассказал о способности обеспечить безопасность персонала в офисах и на производстве по всем требованиям и рекомендациям. Некоторые работодатели планируют провести тестирование своих сотрудников на наличие COVID-19.
Экономия для бюджета
Переход на удаленную работу поможет компаниям сберечь от 15 до 35% бюджета в зависимости от сферы деятельности. При таком графике деятельности не нужно арендовать офисное помещение, нанимать охрану, оплачивать коммунальные услуги, что уже составляет 20–22% расходов. Однако, несмотря на технические возможности, не все перейдут на дистанционный формат, полагает эксперт.
Удаленная занятость дает возможность сэкономить деньги не только на аренде, но и на организации рабочего места для сотрудника, которое может обходиться до 5 тыс. USD в зависимости от технического оснащения и программного обеспечения, рассказывают белорусские компании. Тот же переход бизнеса в коворкинги и смарт-офисы, где не нужно тратиться на оборудование, сохранит 20% бюджета. Минимизировать издержки помогают и услуги фрилансеров, которым оплачивают только проектные расходы.
Все же многие предприятия предпочтут остаться в офисе. Тогда спрос на рабочие помещения в среднем снизится на 10–20%. При этом в премиальных бизнес-центрах станет больше свободных площадей при максимальной заполненности более низких категорий. В целом к концу года арендные ставки упадут.
Бизнес не готов к переходу на удаленную деятельность, уверены эксперты Минского столичного союза предпринимателей и работодателей. Главные причины — низкий уровень цифровизации предприятий и внедрения систем трэкинга (контроля) сотрудников. Крайне осторожно к дистанционному формату относится даже одна из самых передовых компаний мира — Facebook, где лишь к 2030 году около половины штата перейдет к работе вне офиса, добавила она.
Энтузиазм касательно экономических выгод удаленки преждевременен, полагают HR. Смешанная форма занятости существует не одно десятилетие и многие компании, поэкспериментировав, возвращаются к традиционному режиму или вводят практику «пятница из дома», рассказала она. Важным фактором служит также различие поколений: люди старше 40 лет, которым важна стабильность, опасаются новых вызовов, а миллениаллы чувствуют себя хорошо и ищут работодателя, предоставляющего им больше свободы.
Сотрудники экономят время и деньги
Переход сотрудников на удаленный режим работы позволяет им экономить время — так, среднестатистический житель крупного города может использовать два часа, высвободившихся из-за отсутствия необходимости тратить их на дорогу, в свою пользу, считают специалисты по тайм-менеджменту.
Однако если человек неправильно выстроил распорядок дня на дистанционной работе, он может просто не заметить это преимущество. Между тем сотрудник может использовать «лишние» два часа с пользой — потратить их на сон, спорт в домашних условиях или на самообразование. Специалисты рекомендуют в нынешнее время самоизоляции не проводить больше онлайн-конференций, чем обычно.
После всего этого аврала пандемии проще всего перейти из офиса на удаленку постепенно. Этапы должны быть следующие:
1. Переносим всю работу с персонального компьютера на корпоративный сервер (в виртуальную машину). Работаем при этом из офиса, но офисный компьютер используется только как RDP-клиент.
2. Пробуем иногда (полдня, несколько дней в неделю) работать из дома (сада, кафе). Для этого не нужно будет специально готовить никакое рабочее место, RDP потянет любой домашний комп и в том числе мобильный Интернет. На этом этапе сразу будет ясно, чего не хватает, снизилась ли продуктивность и т.д.
3. По результатам предыдущего пункта либо перестаем ездить в офис за ненадобностью, либо прекращаем работать из дома в случае, если эксперимент не удался.
Белорусское законодательство
В Беларуси Указом № 143 ввели временный перевод работников без их согласия к другому нанимателю и изменение существенных условий труда в течение одного календарного дня. Изменения касаются в том числе перевода сотрудников на удаленную работу или изменения рабочего графика.
Работодатель теперь может временно переводить сотрудника в другую организацию (в том числе в другое структурное подразделение) в связи с производственной необходимостью из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации, которая сказывается на деятельности организации. Переводить работника на срок до трех месяцев можно также для замещения отсутствующего специалиста.
«Перевод сотрудника на другую работу без его согласия согласно Указу № 143 позволяет нанимателю сохранить рабочие места и избежать увольнения. Работникам же нормы Указа № 143 дают возможность получить другую работу и при этом не потерять заработок в ситуации, когда у нанимателя возникли проблемы с замещаемостью работников. Ситуация, в которой сотрудник при переводе на другую работу без его согласия не выходит на работу, может считаться прогулом, и является основанием для увольнения (это прописано в п. 7 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Однако юристы отмечают, что перевод сотрудников на другую работу без их согласия не означает потерю их основной работы по трудовому договору. Чтобы оставить сотрудника на новом месте по истечении трех месяцев, наниматель должен получить от работника письменное согласие. «По истечении максимального срока временного перевода, произведенного без согласия работника, если далее работник отказывается продолжать работу на новой позиции, наниматель обязан предоставить работнику прежнюю работу, которую работник выполнял согласно трудовому договору», — уточняют юристы.
Кроме этого, при переводе на новую работу без согласия работника он не теряет в деньгах, зарплата на новом месте не может быть ниже среднего заработка по прежней работе.
Нанимателям разрешили изменять существенные условия труда работника из-за неблагоприятного воздействия эпидемиологической ситуации на работу организации. Работодатель в таком случае должен предупредить работника письменно не позже чем за один календарный день. Это новшество не касается уменьшения размера оплаты труда, здесь остается прежняя схема — по истечении месячного срока предупреждения.
До вступления в силу Указа № 143 наниматели могли изменять существенные условия труда только после истечения месячного срока уведомления работника о предстоящих изменениях, что в условиях стремительно развивающихся событий, вызванных неблагополучной эпидемиологической обстановкой и требующих от нанимателя незамедлительных ответных мер реагирования, не представлялось возможным и целесообразным.
Теперь наниматель может оперативно, а главное — законно изменить работнику режим рабочего времени, в том числе установить или отменить режим неполного (гибкого, суммированного) учета рабочего времени, перевести работников на дистанционную работу.
При этом однодневный срок уведомления, предусмотренный Указом № 143, не распространяется на случаи уменьшения размера оплаты труда. Для того чтобы уменьшить работнику заработную плату, нанимателю необходимо соблюсти месячный срок уведомления.
«Отказ работника от изменения существенных условий труда в связи с обоснованными причинами неблагоприятного воздействия эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя является основанием для увольнения работника (п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК) и выплате работнику выходного пособия в размере не менее двухнедельного заработка, а в случае отказа работника от установления неполного рабочего времени менее половины нормальной продолжительности рабочего времени — не менее среднемесячного заработка», — поясняют специалисты юридической компании REVERA Дарья Ермак и Ульяна Булгакова.
При этом для изменения существенных условий труда нанимателю необходимо в том числе письменно уведомить работника, а также обосновать, что эпидемиологическая ситуация неблагоприятно воздействует на деятельность компании.
«Во избежание спорных ситуаций нанимателю следует обосновывать причины изменения существенных условий труда письменно, подтверждать прямое влияние эпидемиологической ситуации на работу компании. В противном случае причины изменения существенных условий труда могут быть признаны судом необоснованными, а решение об изменении существенных условий труда — незаконным», — добавляют юристы.
«Сокращенный срок уведомления, с одной стороны, делает процедуру изменения существенных условий труда рабочим инструментом для нанимателя, отвечающим потребностям сложившейся ситуации и позволяющий оперативно реагировать на изменяющуюся обстановку, а с другой — дает работникам те же гарантии в части оплаты труда, существующие до принятия изменений», — резюмируют эксперты и акцентируют внимание на том, что новшества по переводу работников и изменению существенных условий труда «не распространяют свое действие на прошлый период».
Указ № 143 действует с 26 апреля 2020 г. и до особого решения Главы государства.
<...>