Совершенствование отечественных и зарубежных стандартов бизнес-плана с учетом рыночного спроса

Совершенствование отечественных и зарубежных стандартов бизнес-плана с учетом рыночного спроса |

Автор Константин Загорулько Константин Загорулько
Номер № 03/2019
Количество просмотров 574
Автор бизнес-план, бизнес-план, финансирование, финансирование, законодательство, законодательство, инвестиции инвестиции

Значимость бизнес-плана инвестиционного проекта как инструмента повышения эффективности управления общепризнана. Однако единый подход к его структуре и содержанию до сих пор отсутствует. Некоторые элементы содержания недостаточно либо избыточно конкретизированы, что приводит к затрудненному восприятию потенциальным инвестором информации об инвестиционном проекте. Также нет единого подхода к учету рыночного спроса при составлении бизнес-плана. Следствием является низкая инвестиционная активность, усугубляемая кризисными явлениями, а также недостатком доверия в деловой среде.

Рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, базовый макет бизнес-плана предполагают рассмотрение именно инвестиционного проекта без учета текущей деятельности предприятия, таким образом, не учитывается кумулятивный эффект от его реализации.

Помимо принятой у нас структуры и содержания бизнес-плана существуют стандарты различных национальных и международных организаций. Все они имеют рекомендательный характер, что объясняет существование множества локальных стандартов бизне-сплана различных кредитных организаций и других институциональных инвесторов. Среди получивших наибольшую известность стандартов считаем целесообразным рассмотреть следующие:

  •  UNIDO;

  •  TACIS;

  •  KPMG;

  •  стандарт российского Федерального фонда поддержки малого предпринимательства.

Первый из них разработан специализированным учреждением Организации Объединенных Наций (Unated Nations Industrial Development Organization), с 1985 г. уполномоченным содействовать устойчивому промышленному развитию в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. В дополнение к стандарту и в соответствии с ним UNIDO разработаны программные продукты COMFAR и PHAROS, первый из которых является электронной моделью для проведения финансовой оценки инвестиционных проектов и служит инструментарием создания раздела «Финансовая оценка» стандарта составления бизнес-плана, а второй — инструментом мониторинга и последующей оценки достигнутых результатов реализации инвестиционных проектов.

Другим стандартом, получившим значительное распространение в России, является структура бизнес-плана, разработанная в рамках проекта TACIS Европейского Союза для Новых Независимых Государств. Несмотря на то, что в связи с фактом неэффективного расходования значительной части средств программы (5 млрд долл.), установленным проверкой ревизионной комиссии, проект TACIS в настоящее время остановлен и возобновление его по причине продолжающегося мирового финансового кризиса маловероятно, стандарт до сих пор используется на практике.

Следующий стандарт разработан Ассоциацией KPMG International Cooperative (KPMG International), зарегистрированной по законодательству Швейцарии, и адаптирован и переведен на русский язык ЗАО «КПМГ» — компанией — членом сети независимых фирм KPMG, входящих в ассоциацию KPMG International.

Также заслуживает внимания стандарт, разработанный российским Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства (Министерство экономического развития РФ и ОАО «Российский банк развития» — 100% дочернее предприятие госкорпорации «Внешэкономбанк») .

Помимо перечисленных стандартов, существуют требования к раскрытию информации для предоставления финансирования Европейского банка реконструкции и развития как через кредитование, так и через прямые инвестиции, однако они регламентируют лишь содержательный аспект бизнес-плана, а именно минимум сведений о проекте, не указывая конкретную структуру. Объяснением в данном случае служит то обстоятельство, что де-факто ЕБРР работает с потенциальными заемщиками через посредников, в роли которых выступают белорусские кредитные организации, имеющие различные требования к структуре и содержанию бизнес-планов.

Следует заметить, что все вышеперечисленные стандарты не определяют методику разработки бизнес-плана, за исключением расчета показателей эффективности проекта. В них лишь задается логика и структура представления информации по инвестиционному проекту (табл. 1).

На первый взгляд в рассматриваемых стандартах отсутствуют кардинальные различия структуры бизнес-плана, тем не менее зачастую один и тот же раздел бизнес-плана в разных стандартах имеет различное содержание. Поэтому для более корректного выявления различий стандартов составления бизнес-плана необходим сравнительный анализ их укрупненных блоков содержания (табл. 2).

ТАБЛИЦА 1

Структура бизнес-плана в стандартах международных организаций и объединений

...


  

ТАБЛИЦА 2

Сравнительный анализ укрупненных блоков содержания стандартов составления бизнес-плана

...



 

Итак, схожие на первый взгляд стандарты имеют существенные различия, включая лишь несколько единых элементов — резюме, описание отрасли и продукции и прогнозные формы финансовой отчетности. Однако наиболее значимым разделом, безусловно, является маркетинг проекта, являющийся исходным пунктом процесса бизнес-планирования, поскольку без учета характеристик рыночного спроса, в том числе текущей и прогнозной емкости рынка, структуры его сегментов, степени эластичности, бизнес-план не может быть признан корректным. 

...

Продолжение читайте в статье.



 


<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Меры по нейтрализации последствий многоуровневого внешнего шока для Республики Беларусь

Адекватность мер реагирования зависит от целого ряда параметров состояния страны. Слепое копирование зарубежного опыта без учета особенностей нашей страны может лишь усугубить кризисные явления. Поэтому выбор мер для нейтрализации системного, структурного кризиса в Беларуси необходимо осуществлять с учетом описанных в статье факторов.

2. Оплата QR-кодом как альтернатива эквайрингу

Метод оплаты без использования терминала, при помощи QR-кода будет интересен интернет-магазинам, кафе, парикмахерским, такси, любым торговым/сервисным предприятиям, а также самозанятым гражданам (ремесленникам). Оплата QR-кодом позволяет бизнес-клиентам принимать платежи без установки терминалов, а их покупателям – оплачивать товары и услуги в один клик - отсканировав QR-код при помощи смартфона!

3. Приостановка действия базового документа еврозоны не окажет значимой поддержки евровалюте

На горизонте нескольких месяцев, в случае необходимости продления карантина, рост финансовой нагрузки на государства может вылиться в долговой кризис, что, напротив, ускорит падение к уровням 2015-2017 годов - ниже 1,05 евро за доллар. Если цены на нефть останутся на низком уровне, то на среднесрочном горизонте Европа сможет рассчитывать на положительный эффект от низких цен на энергоносители. В этом случае повысится вероятность укрепления евро.

4. Белорусским предприятиям планируется предоставить налоговые каникулы

Белорусским предприятиям планируется предоставить налоговые каникулы. Об этом сегодня журналистам в парламенте сообщил министр по налогам и сборам Сергей Наливайко. В свою очередь заместитель председателя правления Национального банка Сергей Калечиц прокомментировал возможность предоставления кредитных каникул предприятиям. Пакет мер предусматривает временные послабления для банков с точки зрения требований по управлению рисками.

5. МОТ прогнозирует уровень безработицы. S&P говорит о дефолтах

Около 25 млн человек могут остаться без работы из-за пандемии коронавируса, если правительства стран не отреагируют, говорится в заявлении Международной организации труда (МОТ). В S&P прогнозируют рост корпоративных дефолтов в США и Европе на 10% в текущем году. Ущерб кредитоспособности нанесут падение денежного потока, более жесткие условия финансирования и обвал цен на нефть, считают аналитики.

6. Прогноз: Украину ждет падение ВВП на 4−9% и курс 30−35 грн/USD

Этот прогноз базовый, но то, как развивается ситуация сейчас, свидетельствует, что он может оказаться оптимистическим. ВВП Украины может упасть в этом году на 9%, если карантин будет продлен до июня-июля. В таком случае гривня подешевеет к доллару до 35 грн/USD. Падение на 9% - это такое же падение, как было в Украине в 2015 году.