26 апреля 2025 г. вступили в силу нормы Указа Президента Республики Беларусь от 23.04.2025 № 166, которым введены особенности расчета подоходного налога с физических лиц по доходам, полученным от осуществления операций с цифровыми знаками (токенами) в рамках незаконной и/или запрещенной деятельности.
Попытка выстроить контролируемый механизм возвращения иностранных компаний, ушедших под санкционным давлением - Россия хочет извлечь выгоду из их ухода и возможного возвращения, сохраняя суверенитет над стратегическими активами.
Вступили в силу изменения в законодательство, определяющие возможность для перевозчиков государств — членов ЕАЭС совершения каботажных автомобильных перевозок грузов по территории Российской Федерации. Теперь перевозчикам ЕАЭС разрешается выполнение каботажных автомобильных перевозок грузов на территории Российской Федерации. В развитие Закона № 627-ФЗ в ноябре 2024 г. российской стороной были приняты нормативные правовые акты, определяющие условия выполнения таких перевозок.
ЕРИП предложила клиентам новый сервис «ВЫПЛАТЫ». Эксперты ЕРИП, разработчики сервиса, обратили внимание на то, что у бизнеса есть повышенная потребность в такой услуге. При этом большинство аналогичных проектов реализованы банками в рамках зарплатных проектов, но есть потребность в страховых выплатах, выплатах фрилансерам, по займам, бонусов, вознаграждений по программам лояльности. Также уже реализована информационная технология, которая позволяет юридическим лицам уплачивать госпошлину посредством ЕРИП.
С 19 ноября 2024 г. вступили в силу изменения в
Гражданский кодекс Республики Беларусь и
Банковский кодекс Республики Беларусь, согласно которым операции факторинга перестают быть прерогативой банков и могут осуществляться любой коммерческой организацией. Поскольку факторинг выводится из-под банковского регулирования, возникла необходимость упорядочить осуществление данных операций
Указом Президента Республики Беларусь от 11.11.2024 № 416 «О деятельности по финансированию под уступку денежного требования (факторингу)». Основные положения Указа № 416 вступают в силу с 13 мая 2025 г.
22 мая вступают в силу изменения в
Инструкцию об осуществлении операций с банковскими платежными карточками и платежными инструментами, обеспечивающими их использование: у банков появились новые обязанности перед клиентами. Соответствующее решение принято
постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 04.02.2025 № 28.
В Беларуси в 2025 году можно будет использовать наличную валюту для расчетов в сфере перевозок. Совет Министров и Нацбанк
постановлением от 08.01.2025 № 8/2 продлили действие соответствующих норм до конца года. Постановление № 8/2 вступило в силу с 11 января 2025 г.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.11.2024 № 846 установлен порядок открытия и прекращения деятельности филиалов иностранных юридических лиц, изменен действующий порядок открытия и прекращения деятельности представительств иностранных организаций. Национальный банк
постановлением от 08.10.2024 № 318 утвердил
Положение о филиалах иностранных банков.
Депутатами Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь во втором чтении принят проект закона «О потребительском кредите и потребительском микрозайме». Документ предполагает унификацию порядка предоставления микрозаймов и потребительских кредитов.
С 26.10.2024 вступило в силу
постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 15.07.2024 № 214, которым в новой редакции изложена
Инструкция о порядке проведения валютно-обменных операций, утвержденная
постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.05.2021 № 141.
Проект постановления Министерства финансов по вопросам регулирования деятельности на рынке ценных бумаг предполагает внесение изменений в ряд ведомственных постановлений по вопросам рынка ценных бумаг.
Указ Президента Республики Беларусь от 23.08.2024 № 333 «Об особенностях работы с имуществом неплатежеспособных организаций» вступает в силу с 25 ноября 2024 г. и упрощает порядок отчуждения (передачи) и госрегистрации предприятий как имущественных комплексов, а также капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, незавершенных капитальных строений, машино-мест в процедурах конкурсного производства, санации, ликвидационного производства неплатежеспособных организаций.
Указ Президента Республики Беларусь от 17.09.2024 № 367 «Об обращении цифровых знаков (токенов)» (далее — Указ № 367) принят в целях повышения защищенности граждан при совершении сделок с цифровыми знаками (токенами), а также исключения возможности вовлечения криптовалюты в мошенническую и другую противоправную деятельность. Совет Министров до 1 июня 2025 г. должен предложить меры административной ответственности за нарушение требований Указа № 367.
Новое законодательство формирует практику обращения в ЕАЭС складских свидетельств — бездокументарных неэмиссионных ценных бумаг, удостоверяющих право их держателей на получение у склада сельхозпродукции в количестве и качестве, определенных при выпуске (выдаче) этой бумаги, и предоставляющих право требования исполнения обязательств, обеспеченных залогом.
Сейчас лишь часть лизинговых компаний получила высокие рейтинги по национальной шкале. Пока это воспринимается как репутационный момент, но это станет широкой практикой. Нацбанк как регулятор к таким компаниям будет относиться иначе с точки зрения формирования резервов, надзора и др. Нацбанк будет стимулирующими мерами поддерживать компании с высоким рейтингом.
В Беларуси нет перегрева экономики, связанного с избыточным кредитованием. Глава Нацбанка констатировал, что за последние три года предприятия страны адаптировались к внешним шокам, свидетельством тому является неплохой показатель экономического роста. По его словам, банки обеспечивают должный темп кредитования экономики. О других источниках финансов читайте в статье.
Введенный в начале 2022 года запрет Центробанка России на перевод за рубеж денежных средств продлен на 6 месяцев. Ранее, 7 марта, ЦБ РФ продлил на полгода запрет на снятие наличной валюты нерезидентами. Обоснованием стали санкции, «которые запрещают финансовым институтам приобретать наличную валюту западных стран».
Нацбанк Украины разрешил клиентам банков до конца года продать или обменять безналичные белорусские и российские рубли. При этом нужно учитывать несколько условий, в том числе нужно, чтобы банки-нерезиденты (кроме банков — резидентов Беларуси и России, к которым применены специальные экономические и другие ограничительные меры), в которых открыты корреспондентские счета банков-резидентов в белорусских/российских рублях, в одностороннем порядке приняли решение о конвертации (обмене) в другую валюту.
22 декабря 2023 г. подписано
Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о проспектах ценных бумаг, которое предусматривает взаимное признание проспектов ценных бумаг, зарегистрированных в государстве происхождения эмитента. Дискретный аукцион применяется, когда рынок ведет себя аномально и сделки проходят по явно неоптимальной цене. Этот инструмент вводится как экстренная мера при росте или падении индекса более чем на 15 %.
В Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» вносятся изменения, которые обязывают резидентов с 1 марта 2024 г. предоставлять ЦБ информацию не только о своих валютных активах и обязательствах, но и о подобных активах и обязательствах дочерних хозобществ, в том числе находящихся за пределами РФ (при их наличии). Одновременно унифицируются требования к составлению и представлению резидентами-экспортерами информации о валютных активах и обязательствах на консолидированной основе.
Правительство Беларуси продлило на 2024 год действие дополнительных мер поддержки экспорта в части определения условий экспортного финансирования. Это закреплено
постановлением Совмина от 29.12.2023 № 1000. Документ вносит соответствующие изменения в постановления Правительства Республики Беларусь от
24.01.2023 № 58 «Об условиях экспортного финансирования» и
17.10.2023 № 691 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам экспортного финансирования» .
В числе изменений — расширение состава бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, раскрываемой публично открытыми акционерными обществами, эмитентами облигаций, профучастниками; исключение необходимости представления депозитариями формы 6 «Информация о находящихся в собственности Республики Беларусь облигациях» и др.
Национальный банк Республики Беларусь письмом от 19.09.2023 № 23-13/50 «О вопросах специального резервирования» дал примечательные пояснения по работе с задолженностью. Для практического применения особый интерес вызывает пункт о списании активов, попавших под международные санкции.
В феврале этого года Евросоюз включил Россию в обновленный список юрисдикций, не сотрудничающих с ЕС для целей налогообложения. Минфин России приказом от 05.06.2023 № 86н с 1 июля расширил перечень с 40 до 91 страны, предоставляющих льготный режим налогообложения или не раскрывающих информацию при проведении финансовых операций. В списке появились юрисдикции, в которых номинальная ставка налога на прибыль выше, чем в РФ.
Противоправными платежными операциями в
Указе № 269 считаются хищение (попытка хищения) денежных средств (электронных денег) путем модификации компьютерной информации, действия, связанные с незаконным оборотом средств платежа и (или) платежных инструментов. Указ обязывает финансовые организации проверять совершаемые платежи на соответствие признакам несанкционированного перевода денежных средств (электронных денег),
Соглашение устанавливает единые подходы к обращению и погашению складских свидетельств, требования к типовому публичному договору хранения, предоставлению складу права выпуска (выдачи) складских свидетельств. В документе определены направления обеспечения государственного контроля в этой сфере, а также обязательные сведения, которые должны содержаться в складском свидетельстве.
Проектом постановления Правления Национального банка Республики Беларусь «Об изменении
постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 117» вносятся изменения в
Инструкцию о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами, утвержденную
постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.03.2019 № 117, путем изложения ее в новой редакции, так как количество вносимых в действующую редакцию изменений составляет более половины текста (
п. 2
ст. 33 Закона № 130-З) и внесение отдельных изменений технически сложно для изложения или восприятия текста.
В соответствии с проектом постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении
постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2011 г. № 1374» (далее — проект постановления) предлагается изложить в новой редакции
перечень отдельных видов товаров, в отношении которых устанавливаются фиксированные размеры обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, согласно
приложению 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2011 № 1374.
Если посмотреть, что на самом деле думают рынки, то это около 4 % осенью, но инфляция, особенно базовая инфляция, была явно выше ожиданий и остается выше ожиданий. Это означает, что процентные ставки, вероятно, будут повышаться больше, чем ожидалось, и будут оставаться выше дольше, чем ожидалось, и это означает, что можно начинать считаться с возможностью роста Euribor до 5 %. При этом европейские банки в настоящее время тестируют платежеспособность заемщиков из расчета 6-процентной ставки по кредитам.