Указом Президента Республики Беларусь от 05.05.2025 № 177 «О государственной финансовой поддержке» определены виды государственной финансовой поддержки, которые могут быть оказаны коммерческим юрлицам индивидуально, а также некоторые условия предоставления такой поддержки, требования к отчету по ее использованию. Ответственность за достижение основных показателей деятельности юрлица в решениях местных исполнительных и распорядительных органов будет возложена на руководителей юрлиц, которым оказывается финподдержка.
Советом по развитию предпринимательства подготовлен проект указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании деятельности». Текст документа носит настолько неожиданный характер и затрагивает очень многие наши наболевшие вопросы, что хочется выразить надежду на скорейшее подписание этого документа.
МАРТ вносит предложение: «Установить нормативно, что белорусские производители потребительских товаров не имеют права поставлять свою продукцию на экспорт дешевле, чем они ее продают на внутреннем рынке. В исключительных случаях предоставить право областным исполнительным комитетам, Мингорисполкому таким производителям согласовывать вывоз продукции по ценам ниже, чем товар поставляется на внутренний рынок. Я думаю, что эффект будет», — отметил глава министерства Артур Карпович.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2025 № 48 (далее — постановление № 48) предусматривается установление порядка применения упрощений организациями при использовании генерального обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей в случае, если таможенные операции совершаются на территории нескольких государств — членов ЕАЭС. Постановлением № 48 определяется порядок и сроки подачи заявления на применение таких упрощений, сведения, которые оно должно содержать, а также порядок принятия таможенным органом решения по такому заявлению, а так же выдачи предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров.
Согласно
Указу Президента Республики Беларусь от 21.02.2025 № 74 теперь решения, предусматривающие прекращение деятельности важных для района объектов или приостановление деятельности организаций, должны приниматься исключительно по согласованию с рай(гор)исполкомами. В Минэкономики считают, что госорганы также должны получить больше прав на списание безнадежных долгов.
Минский столичный союз предпринимателей и работодателей инициирует проведение исследования, содержащее расчеты расходов, которые необходимо понести бизнесу для выполнения требований в сфере защиты персональных данных. В частности, бизнес-союз предлагает оценить стоимость оборудования и ПО, необходимого для обеспечения исполнения всех требований к защите персональных данных. Кроме того, в рамках исследования предлагается выяснить расходы на зарплату и подготовку должностного лица, ответственного за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных (DPO), и иные издержки субъектов хозяйствования.
Особое значение приобретает достоверность используемых данных, от которой зависит правильность суждения о надежности партнеров. В качестве объекта исследования авторами были выбраны юридические лица, являющиеся контрагентами с российской регистрацией. Представлен алгоритм проверки контрагента на основе тестовых вопросов и перечень возможных интернет-ресурсов для проверки данных о контрагенте.
Субсидии в 2025 году будут выплачиваться, согласно
постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 03.02.2025 № 66, из средств местных бюджетов. Их будут получать сельхозпроизводители. Установлено, что в районах, отнесенных к неблагоприятным для производства сельхозпродукции, субсидии должны быть увеличены на 1–10 %.
Определен
перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами (организациями) при необходимости стабилизации ценовой ситуации. Это следует из
постановления Совета Министров Республики Беларусь от 04.02.2025 № 69. Документ вступит в силу с 9 марта 2025 г.
Законом Республики Беларусь от 02.12.2024 № 42-З «Об ограничении исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности» в Беларуси продлена до 31 декабря 2026 г. включительно возможность параллельного импорта. Министерство антимонопольного регулирования и торговли
постановлением от 18.06.2024 № 43 утвердило список товаров, которые можно ввозить в Беларусь как параллельный импорт из недружественных стран. Как сообщается, эта продукция «является существенно важной для внутреннего рынка».
Одной из основных опасностей открытых Wi-Fi сетей является риск перехвата данных. При подключении к открытой сети ваш трафик может быть легко подвергнут атакам хакеров, которые могут перехватывать личную информацию, такую как пароли, номера кредитных карт, личные и служебные сообщения, другие конфиденциальные данные. Это может привести к краже личности, финансовым потерям и другим негативным последствиям. Чтобы защитить свои данные при использовании открытых Wi-Fi сетей, необходимо принимать ряд мер предосторожности. Вот несколько советов, которые уберегут от «злых двойников».
11 октября подписан
Закон № 36-3 «Об изменении законов по вопросам занятости населения», которым вводится институт квотирования рабочих мест для инвалидов. Квоты будут устанавливаться в порядке и размерах, определенных Правительством Республики Беларусь, для нанимателей всех форм собственности (кроме общественных объединений инвалидов, некоммерческих и бюджетных организаций).
В условиях усложняющейся конкурентной среды возникают новые маркетинговые инструменты, которые приводят к развитию современных концепций маркетинга, что требует новый подход в управлении предприятиями. В статье рассмотрен вопрос формирования и реализации концепции омниканального маркетинга и, как следствие, возможные этапы процесса управления омниканальным маркетингом для организаций розничной торговли.
На белорусском рынке зарегистрированы и допущены к продаже первые выпуски депозитарных облигаций — инструмента, который ранее анонсировал Минфин. Особенность данных ценных бумаг заключается в том, что они имеют упрощенный порядок регистрации, минимальный объем требований к эмитенту и субординированный характер обязательств по ним. Последнее означает, что в случае банкротства эмитента эти обязательства будут иметь более низкий приоритет по сравнению со всеми иными обязательствами.
Сайт субъекта хозяйствования, посредством которого осуществляется деятельность по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг, должен быть размещен на территории Республики Беларусь и зарегистрирован в установленном порядке (
п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет»)..
11 июля 2024 г. вступит в силу
Закон от 07.03.2024 № 358-З «Об изменении
Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания». Совмин, в целях приведения актов законодательства в соответствие с положениями Закона, подготовил постановление, которым предусмотрены существенные изменения во многие постановления, регулирующие данную сферу. Рассмотрим все изменения подробнее.
Новая редакция
Указа № 300 вводит дополнительные ограничения на предоставление безвозмездной помощи. Например, ее не смогут оказывать организации с долей государственной собственности 50 и более процентов при наличии у них просроченной задолженности по платежам в бюджет, выплате заработной платы и пособий, чистого убытка, а также при невыполнении условий оказания господдержки.
Внесены изменения в госрегулирование отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств, предусматривающие возможность до 1 июля 2024 г. не руководствоваться требованиями
постановления № 229 при закупках оборудования, инструментов, сырья, материалов и комплектующих по перечню, согласованному государственным органом (государственной организацией) для организации, находящейся в его подчинении (входящей в его состав, систему, являющейся дочерней компанией холдинга), для собственного производства товаров (работ, услуг) такой организацией.
Опубликован
Закон Республики Беларусь от 31.01.2024 № 354-З «Об изменении
Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Часть норм Закона вступила в силу после его официального опубликования с 4 февраля, иные вступают через 3 или 6 месяцев. В связи с этим до проведения процедур госзакупок заказчикам следует внимательно ознакомиться с изменениями.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.01.2024 № 9 уточнен порядок заполнения декларации на товары, форма которой утверждена
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257. Внесены изменения в
Таможенный кодекс ЕАЭС. Импорт запчастей и сырья без документов соответствия —
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2023 № 949 действие
постановления от 29.04.2022 № 270 «Об особенностях подтверждения соответствия» продлено до 31 декабря 2025 г.
Введенная
Законом Республики Беларусь от 13.11.2023 № 312-З новая
ст. 7701 Гражданского кодекса Республики Беларусь регламентирует порядок выдачи конвертируемых займов. С 19 ноября 2024 г. этот инструмент будет доступен всем субъектам хозяйствования Беларуси.
Правительству делегированы полномочия на утверждение перечня субъектов, которым недвижимость предоставляется в безвозмездное пользование. Уточняется перечень юрлиц, которым предоставляются льготы по возмещению расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией недвижимого имущества. Приказом Госкомимущества утверждена примерная форма договора аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в республиканской собственности.
Нефинансовая организация признается плательщиком части прибыли (дохода) в ФНР, если значение ее рентабельности за предыдущий год составляет 20 и более процентов. Притом рентабельность рассчитывается по следующей формуле: P = EBITDA / BTУ · 100. Скорректирован состав EBITDA и ВТУ при расчете рентабельности нефинансовой организации.
Нацбанком рассматривались предложения Республиканской ассоциации предприятий промышленности «БелАПП» по подготовке рекомендаций коммерческим банкам в части: снижения размера обеспечения исполнения обязательств по кредитной сделке (максимальной суммы закладываемого имущества в зависимости от суммы кредита, например, не более чем в два раза); размера коэффициентов снижения стоимости закладываемого имущества при расчете его ликвидной стоимости.
Законодатель изменил подход относительно оснований подачи заявления должника. Ранее основным подходом было использование расчета и коэффициентов платежеспособности. Основаниями для подачи заявления о банкротстве были показатели, устанавливающие устойчивый или приобретающий характер неплатежеспособности за определенный период времени (четыре квартала подряд).
Анализ денежных потоков компании является необходимым этапом комплексного анализа ее финансового состояния. Денежный поток сам по себе является характеристикой степени самофинансирования компании, а также отражает ее финансовый потенциал и доходность. Важно не только привлечь финансовый поток, но также сохранить и приумножить его, тем самым значительно улучшив финансовое состояние предприятия, также обеспечить равновесие и равномерность в деятельности компании, добиться ускорения оборота денежных средств, снизить риск неплатежеспособности.
Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 25.08.2023 № 52 излагается в новой редакции
Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденная
постановлением МАРТ от 06.08.2021 № 55. Документ вступил в силу с 15 сентября. Также внесены изменения в
Инструкцию о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни), и (или) Государственный реестр субъектов естественных монополий.
Отработка технологии применения навигационных пломб в рамках проводимых экспериментов позволит уже с января 2024 года плавно приступить к применению навигационных пломб в отношении более широких категорий товаров (алкоголь, табачные изделия и санкционная продукция) на всей территории Евразийского экономического союза.
Определены особенности заявления сведений в девяти графах декларации, в том числе предоставлена возможность не указывать ряд сведений, включая сведения о получателе товаров, их местонахождении и транспортных средствах в определенных случаях. Будет создан новый правовой институт — оператор электронной торговли, который будет в комплексе обеспечивать логистику операций с товарами, а также взаимодействие с интернет-площадками и таможенными органами.