Статьи журнала "Финансовый директор" за сентябрь 2024 |
Колонка редактора
Расчеты в иностранной валюте: что будет с 1 января 2025 г.?
31 декабря 2024 г. завершится срок действия некоторых важных нормативных правовых актов и если Правительство и Нацбанк не продлят действие этих документов, то исчезнет ряд уже привычных возможностей для юридических лиц — резидентов.
Андрей КАРПУНИН, председатель Клуба финансовых директоров
В курсе событий
В целях стимулирования юридических лиц к обеспечению своих работников арендным жильем 29 августа подписан Указ № 344 «О субсидировании юридических лиц при возведении или приобретении жилых помещений». До настоящего времени арендное жилье возводили за бюджетные средства и поступающую арендную плату. Указ № 344 предлагает дополнительные источники финансирования.
О совершенствовании порядка организации и согласования ярмарок, проводимых на территории Беларуси
В целях совершенствования порядка организации и согласования ярмарок, проводимых на территории Республики Беларусь, с учетом сложившейся правоприменительной практики, а также в целях реализации ст. 21 Закона Республики Беларусь от 22.04.2024 № 365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности» подготовлен проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 февраля 2019 г. № 101».
Ольга Седых
Указом Президента Республики Беларусь от 16.08.2024 № 326 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» внесены изменения в Положение о плате за проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 19.06.2019 № 239.
Постановлением Правительства Республики Беларусь от 12.09.2024 № 670, в том числе, вносятся изменения, касающиеся участников государственного социального страхования. Изменяются порядок и сроки представления документов индивидуального (персонифицированного) учета по форме ПУ-3 за работающих граждан по гражданско-правовым договорам.
Указ № 367: о запрете покупки и продажи криптовалюты через иностранные криптобиржи
Указ Президента Республики Беларусь от 17.09.2024 № 367 «Об обращении цифровых знаков (токенов)» (далее — Указ № 367) принят в целях повышения защищенности граждан при совершении сделок с цифровыми знаками (токенами), а также исключения возможности вовлечения криптовалюты в мошенническую и другую противоправную деятельность. Совет Министров до 1 июня 2025 г. должен предложить меры административной ответственности за нарушение требований Указа № 367.
Нина Зельман
Минэкономики: в Беларуси отмечается повышение платежной дисциплины субъектов хозяйствования
По состоянию на 1 июля текущего года доля просроченной дебиторской и кредиторской задолженности госорганизаций в общей их сумме снизилась соответственно на 1,9 % и 1,5 % по сравнению с началом действия Закона «Об урегулировании неплатежеспособности». Документ вступил в силу 1 октября 2023 г.
Практикум
Новые правила расчета вознаграждения антикризисным менеджерам
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.08.2024 № 602 утверждена новая редакция Положения о выплате вознаграждений временному (антикризисному) управляющему из денежных средств должника. Расчет оплаты труда различается для производств по делу о несостоятельности и по делу о банкротстве.
Ольга Седых
Указ Президента Республики Беларусь от 23.08.2024 № 333 «Об особенностях работы с имуществом неплатежеспособных организаций» вступает в силу с 25 ноября 2024 г. и упрощает порядок отчуждения (передачи) и госрегистрации предприятий как имущественных комплексов, а также капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, незавершенных капитальных строений, машино-мест в процедурах конкурсного производства, санации, ликвидационного производства неплатежеспособных организаций.
Нина Зельман
Сравнение методов прогнозирования финансовых результатов в условиях быстрого изменения внешней среды
В данной статье проведено сравнение следующих методов прогнозирования результатов финансовой деятельности организации: экспертных оценок, детерминированных и стохастических. Выявлены основные преимущества и недостатки данных методов, исходя из условий проведения прогнозирования, выделены такие критерии сравнения, как уровень неопределенности внешней среды, долгосрочность прогноза, статистическая характеристика объекта и потенциальная стоимость проведения прогноза.
Елена Золотая
Прогнозирование финансовых результатов компании с применением нейросетевой модели
В статье представлена нейросетевая модель на основе переменных, отобранных при корреляционно-регрессионном методе. Рассчитано прогнозное значение чистой прибыли на 1–4 кв. 2024 года на фактических данных действующего производственного предприятия.
Наталья Орловская
МСФО (IFRS) 18 «Представление и раскрытие в финансовой отчетности» вступит в силу для годовых периодов, начинающихся 1 января 2027 г. с возможностью досрочного применения, и заменит ныне действующий стандарт МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». Рекомендуем изучить МСФО (IFRS) 18 заранее, особенно с учетом того, что потребуются значительные изменения систем и процессов сбора информации, необходимой для подготовки финансовой отчетности по МСФО.
Анализ и ценообразование при управлении омниканальным маркетингом в организациях розничной торговли
В условиях усложняющейся конкурентной среды возникают новые маркетинговые инструменты, которые приводят к развитию современных концепций маркетинга, что требует новый подход в управлении предприятиями. В статье рассмотрен вопрос формирования и реализации концепции омниканального маркетинга и, как следствие, возможные этапы процесса управления омниканальным маркетингом для организаций розничной торговли.
Илья Берг
За счет оптимизации сбытовой системы целиком, а не разрозненных сбытовых каналов на предприятии достигается лучший эффект, обеспечивающий компании дополнительный прирост продаж. Стратегия многоканальных продаж предполагает одновременное использование компанией разных каналов продаж. Это могут быть оптовые и розничные продажи, например интернет-магазины и обычные офлайн-магазины, точки продаж в торговых центрах и на ярмарках.
Илья Фомин
Нормативный метод анализа расходов на оплату труда работников предприятия
В статье рассмотрена сущность нормативного метода анализа расходов на оплату труда, представлен алгоритм его использования, основанный на применении статистических методов моделирования и прогнозирования, порядок расчета норматива расходов на оплату труда, выявления достаточности денежных средств для возмещения расходов на оплату труда, приведен практический расчет и обоснована объективная необходимость применения нормативного метода анализа расходов на оплату труда на предприятии.
Анна Баженкова
Анализ эффективности затрат на оплату труда и влияние расходов на финансовый результат
В общей структуре всех расходов организации расходы на оплату труда, как правило, занимают наибольший удельный вес. Поэтому проблема снижения расходов на выплату заработной платы работникам является одной из самых актуальных в процессе анализа и планирования развития организации. Цель данной статьи заключается в проведении анализа структуры расходов на оплату труда на примере конкретной организации и в выявлении их влияния на финансовый результат. На основе данных, полученных в результате анализа, сформулированы основные пути снижения расходов на оплату труда.
Ольга Романькова
Примеры повышения эффективности управления финансовыми результатами предприятия
Деятельность любого экономического субъекта определяется конечным финансовым результатом: ориентация современных компаний на получение и увеличение прибыли является необходимым условием их успешной деятельности и служит критерием выбора перспективных направлений развития этой деятельности. Цель статьи — поиск резервов повышения эффективности управления финансовыми результатами предприятия.
Юлия Щегловская
С 1 декабря 2024 г. в связи с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25.07.2024 № 537 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 и от 23 апреля 2021 г. № 250» в перечень включен ряд товаров.
Готовимся к обороту товаров по электронным накладным с 1 декабря 2024 г.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.07.2024 № 537 с 1 декабря 2024 г. существенно расширится перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости. На субъекты хозяйствования, осуществляющие операции с данными товарами, будет возлагаться ряд дополнительных требований для их оборота, поэтому все необходимые мероприятия надо провести до 1 декабря т. г.
Система прослеживаемости товаров и усиление контроля за ценами со стороны МАРТ
По словам первого заместителя Министра антимонопольного регулирования и торговли Ивана Вежновца, сейчас создается автоматизированная информационная система «Анализ цен», которая позволит прослеживать формирование цен по всей цепочке поставок, подключать аналитику, в том числе искусственный интеллект.
Андрей Разумов
Запрет не затрагивает продукцию белорусского или российского происхождения, вывозимую с соответствующими сертификатами, а также товары, поставляемые за рубеж по разовым лицензиям Министерства антимонопольного регулирования и торговли.
Налоговое планирование
О независимой оценке транспортного средства и ставках утилизационного сбора
Критерием при определении ставки утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых (ввезенных) с территории государств — членов ЕАЭС, с даты выпуска таможенным органом которых в иных государствах — членах ЕАЭС до момента представления в Республике Беларусь РС прошло менее одного года, является заключение о независимой оценке транспортного средства, выданное юридическим лицом, осуществляющим оценочную деятельность.
Комментарий к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 05.09.2024 № 28 «Об изменении постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 мая 2021 г. № 17 и от 16 мая 2024 г. № 18».
МНС о порядке возврата государственной пошлины
В соответствии с пунктом 18.3 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 (для физических лиц), и подпунктом 1.1.4 пункта 1.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548 (для субъектов хозяйствования), возврат государственной пошлины является административной процедурой.
Финансовый анализ
Анализ эффективности расходов на оплату труда: примеры комплексного подхода
В статье путем определения целевых показателей функционирования трех предприятий устанавливаются показатели для комплексной оценки эффективности расходов на оплату труда, приводится модель «Система сбалансированных показателей — ключевые показатели эффективности», которая может быть использована при выстраивании оплаты труда в рамках достижения стратегической цели, предполагающей увеличение деловой активности.
Элеонора Озерская
«Финансовый директор»
№ 9 (261), сентябрь 2024 г.
Производственно-практический журнал.
Издается с октября 2003 г. Выходит 1 раз в месяц.
Учредитель ООО «РегистрМедиа»
Издатель ООО «РегистрМедиа»
е-mail: info@profmedia.by
Главный редактор Алексей Владимирович Решетников
Председатель Клуба финансовых директоров Андрей Юрьевич Карпунин
Стилистический редактор Наталия Николаевна Зенюк-Петровская
Компьютерная верстка Ирина Александровна Осипчик
Адрес редакции: ул. В. Хоружей, 31 а/1, комн. 306, 220002, г. Минск.
Отдел подписки (017) 378 83 89Телефон редакции (017) 270 09 09
www.profmedia.by е-mail: fd@profmedia.by
Журнал «Финансовый директор» зарегистрирован в Министерстве информации Республики Беларусь.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № 977 от 06.01.2010.
Перерегистрирован 15.11.2013, 31.07.2015, 03.01.2023.
Подписано в печать 26.09.2024. Формат 60841/8. Бумага мелованная. Печать цифровая. Усл. печ. л. 8,4. Уч.-изд. л. 5,8.Цена свободная.
Отпечатано в государственном предприятии «СтройМедиаПроект». Ул. В. Хоружей, 13/61, 220123, г. Минск. ЛП № 02330/71 от 23.01.2014.
Редакция не всегда разделяет мнения и взгляды авторов.
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных объявлений.
Рукописи не рецензируются и не возвращаются.
Подписные индексы: 75087 (и), 750872 (в).
© ООО «РегистрМедиа», 2024
© Финансовый директор, 2003–2024