Министерство антимонопольного регулирования и торговли на основании полномочий, предоставленных абзацем четвертым статьи 10 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З), в связи с принятием постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 30 апреля 2024 г. № 34 «О порядке и способах определения предельной стоимости предмета государственной закупки» (далее — Постановление № 34) по вопросам его применения разъясняет следующее.
Эффективные государственные закупки обеспечивают возможность надлежащего выполнения своих функций государственными органами (организациями), равно как эффективность осуществления закупок за счет собственных средств в значительной степени определяет экономическое состояние организации.
Одновременно при применении цен необходимо учитывать положения
пункта 30 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной
постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 6 августа 2021 г. № 55, в соответствии с которым реализация указанных товаров при несоблюдении максимального (верхнего) предела цен, установленных
постановлением № 36, не допускается.
Как сообщается, при установлении индивидуальным предпринимателем цен была применена оптовая надбавка к цене производителя в размере 121,4%, тогда как законодательно установлена предельная максимальная оптовая надбавка не более 30%. Экономический суд г. Минска постановил наложить штраф в двукратном размере разницы между фактической и расчетной величиной выручки.
В ходе антимонопольного расследования Министерства антимонопольного регулирования и торговли выявлен факт картельного сговора на процедуре закупки гофротары, проводимой ОАО «Витебский мясокомбинат». Расследование проведено на основании материалов УДФР КГК по Витебской области.
МАРТ считает, что в случае, если срок выполнения работ превышает календарный год, то вид процедуры государственной закупки следует определять, исходя из ориентировочной стоимости общей потребности в работах, включенной в годовой план государственных закупок.
С 12 июня для белорусских товаров наряду с выпиской из евразийского реестра промышленных товаров для подтверждения страны происхождения товаров и права на применение преференциальной поправки будут применяться, как и ранее, сертификат о происхождение товара
формы СТ-1 или сертификат продукции собственного производства.
Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 05.05.2021 № 32 излагается в новой редакции
Инструкция по оценке выполнения нормативов государственных социальных стандартов в области торговли и общественного питания, ранее утвержденная
постановлением № 57.
В первом квартале 2021 г. комиссией МАРТ по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии по государственным закупкам и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки при осуществлении государственных закупок рассмотрено 20 жалоб. Чаще всего обжаловались решения комиссии заказчика (организатора) по отклонению и допуску предложений участников.
В прошлом году кондитерская фабрика «Спартак» обратилась в МАРТ с целью защиты от недобросовестных действий конкурента. Причина — упаковка набора конфет ILPASSO от ООО «Юниаква», которая «сходна до степени смешения» с упаковкой наборов конфет IMPRESSO от «Спартака». Дело дошло до суда. Как сообщает МАРТ, Экономический суд Могилевской области присудил компании «Юниаква» штраф 400 базовых величин (11,6 тысячи рублей). Решение вступило в законную силу и не обжаловалось.
В связи с принятием
постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 2021 г. № 100 «О временных мерах по стабилизации цен на социально значимые товары первой необходимости» (далее — постановление № 100) Министерство антимонопольного регулирования и торговли в пределах компетенции сообщает следующие подходы к применению норм указанного
постановления при производстве (ввозе) и (или) реализации социально значимых товаров первой необходимости, указанных в
приложении 1 к названному постановлению.
Информацию о юрлице или физлице, в том числе ИП, подлежащем включению в список, обязан направлять заказчик (организатор) в МАРТ в течение одного месяца со дня истечения срока заключения договора, от заключения которого лицо уклонилось, либо со дня расторжения договора госзакупки.
Министерство антимонопольного регулирования и торговли осуществляет сбор предложений по перечню товаров, в отношении которых целесообразно установить условия, производственные и технологические операции, при выполнении которых товар будет считаться происходящим из государства — члена ЕАЭС.
Действие нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих отношения между покупателями и продавцами при осуществлении розничной торговли по образцам, в том числе посредством сети Интернет, не распространяется на деятельность интернет-ресурса by.wildberries.ru. Заказ товаров на указанном интернет-ресурсе осуществляется с учетом требований российского законодательства.
В ходе выборочных проверок и анализа документов выявлены факты реализации товаров, цены на которые сформированы с нарушением порядка формирования и (или) применения цен, что в отдельных случаях привело к превышению установленных уполномоченным государственным органам предельных размеров торговых надбавок.
На общественное обсуждение вынесен проект указа о внесении изменений в ряд указов, подготовленный для совершенствования порядка отчуждения транспортных средств и расчетов, производимых между юрлицами, ИП и физлицами за отчуждаемые транспортные средства, в том числе при комиссионной торговле, а также обеспечения защиты прав продавцов и добросовестных приобретателей транспортных средств.
4 января 2021 г. подписан Закон № 81-З "Об изменении Закона Республики Беларусь "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь". Целью Закона является упрощение требований к ведению бизнеса в сферах торговли и общепита путем усиления механизмов саморегулирования, минимизации вмешательства должностных лиц госорганов в их работу при сохранении минимально необходимого уровня контроля.
МАРТ опубликовал рекомендации для потребителей, совершающих покупки в Интернете, и физлиц, продающих свои вещи на интернет-площадках объявлений, в целях защиты от мошенников, похищающих деньги с использованием фишинговых сайтов.
В связи с изменениями в СанПиН «Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения гриппа и инфекции COVID-19» МАРТ решил временно ограничить проведение ряда рекламных кампаний.
«Изготовитель (исполнитель, поставщик) обязан устанавливать на товар гарантийный срок в случаях и на условиях, предусмотренных законодательством. Продавец (поставщик) не вправе устанавливать или объявлять гарантийный срок на товар меньшей продолжительности, чем гарантийный срок, установленный изготовителем (поставщиком). Вместе с тем продавец вправе установить на товар дополнительный гарантийный срок сверх гарантийного срока, предусмотренного законодательством и установленного изготовителем (поставщиком)», — говорится в разъяснении.
МАРТ разъяснил основные причины отказа в госрегистрации рекламных игр. Например, указание в правилах рекламной игры двух разных ее наименований и использование в наименовании рекламной игры слов «рекламная акция», «подарок», «дарит», «получи», «получишь» и т.д. Такая реклама содержит признаки недобросовестности.
Если рекламный слоган «У нас дешевле!» не соответствует реальному уровню цен в торговой сети или интернет-магазине, а размещен только лишь с целью привлечения покупателей – он может быть признан ненадлежащей рекламой, вводящей в заблуждение потребителей и причиняющей ущерб конкурентам. Это влечет наложение штрафа на юрлицо в размере не менее 400 базовых величин (статья 11.26 КоАП).
По оперативным данным за текущий период 2020 года контрольно-аналитические мероприятия проведены МАРТ в отношении более 4,7 тыс. объектов, из них в рамках мониторинга соблюдения законодательства о торговле, общественном питании и бытовом обслуживании населения, а также наличия в реализации товаров отечественного производства – в отношении 876 объектов.
При этом по факту указанного правонарушения МАРТ также был составлен и направлен в Экономический суд города Минска протокол об административном правонарушении и в отношении должностного лица ООО, ответственного за формирование розничной цены. Рассмотрев материалы дела, суд признал виновным должностное лицо по части второй статьи 12.4 Кодекса об административных правонарушениях.
В январе-августе 2020 г за непредставление должностным лицом юрлица или индивидуальным предпринимателем товарной бирже сведений о внебиржевой сделке с биржевым товаром для регистрации этой сделки 65 должностным лицам судом вынесены постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа на общую сумму 6,576 тыс бел руб, 32 должностным лицам выданы предупреждения.
Постановлением МАРТ от 15 сентября 2020 г. № 59 утверждена новая Инструкция о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам. Документ вступит в силу 27 ноября 2020 года.
Случаи, сроки и порядок представления юрлицами и индивидуальными предпринимателями товарной бирже сведений для регистрации внебиржевой сделки установлены Положением о порядке регистрации товарной биржей внебиржевых сделок, утвержденным постановлением Совмина от 08.10.2015 № 839. Ззаявитель должен представить сведения товарной бирже в информационной системе в форме электронного документа не позднее трех рабочих дней со дня заключения внебиржевой сделки.
Минприроды, Минздрав и Минтруда разъяснили вопросы использования и утилизации средств защиты органов дыхания, перчаток, а также правила допуска к работе сотрудников торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания в условиях пандемии.
МАРТ были доработаны Рекомендации по минимизации риска возникновения и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19, при осуществлении деятельности в области торговли, бытового обслуживания населения и общепита.
В МАРТ напомнили, что
Указом № 143 производителям лекарственных средств, цены на которые уже зарегистрированы, лицам, осуществляющим оптовую и розничную торговлю такими лекарственными средствами, предоставлено право при соответствующем обосновании и при условии согласования с комиссией не учитывать зарегистрированные предельные отпускные цены.
«При подаче заявки на регистрацию товарного знака ЧУП «Мобильный город» не было достоверно известно, является ли оно единственным поставщиком в Республику Беларусь товаров марки «BLACKVIEW», предприятие не получало согласие производителя на регистрацию товарного знака «BLACKVIEW»», — говорится в сообщении.
МАРТ продолжена работа по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства. За 2019 год комиссией по установлению нарушений антимонопольного законодательства рассмотрено 148 дел, установлено 18 фактов нарушений. Количество нарушений в 2019 году уменьшилось за счет применения МАРТ превентивных инструментов – вынесения предупреждений (37) и предостережений (2). МАРТ проведен анализ 87 товарных рынков для оценки уровня монополизации.
«Появился такой финансовый инструмент и в сфере услуг мобильной связи — абонентам, подключившимся к услуге v-banking (v-кошелек), оператор связи предлагает 100 рублей в качестве беспроцентного кредита», — поясняют в МАРТ. И добавляют, что потребители этой услуги могут стать жертвами мошенников.
В Беларуси продолжается снижение удельного веса товаров отечественного производства в розничном товарообороте организаций торговли. МАРТ ежегодно разрабатывает перечни импортозамещающих товаров, предлагаемых для производства белорусским производителям. В 2019 г в этот перечень включено 75 товарных позиций, в том числе 9 продовольственных и 66 непродовольственных. Из 51 группы товаров, отслеживаемых Белстатом, был отмечен рост продаж по 27 группам пищевых продуктов, напитков и табачных изделий и по 19 группам непродовольственных товаров.