Когда деятельность иностранных инвесторов (организаций и физлиц) на белорусском рынке оформляется в виде приобретения ими акций или долей в уставных фондах белорусских предприятий, то «иностранец» в любой момент может принять решение о выходе из состава участников организации или продаже своей доли в уставном фонде, продаже принадлежащих ему акций организации. Желая получить доход от продажи своей доли, участники общества должны учитывать и налоговые обязательства, установленные законодательством Республики Беларусь и международными соглашениями.
Рассмотрим подходы к управлению дочерними фирмами, а также основные инструменты внутрихолдингового корпоративного управления, а именно: бюджетирование, контроллинг, операции с ценными бумагами, стимулирующие фонды, управление цепями поставок. Наша главная цель в рамках этой статьи — выработка методики оценки эффективности управления дочерними компаниями на основе сопоставления результатов достижения целей материнской компании и целей каждого конкретного бизнеса дочерней компании.
Предоставление достаточной степени свободы предприятиям интегрированной корпоративной структуры, налаживание взаимодействия между участниками объединения может способствовать повышению его управляемости, а значит, конкурентоспособности. Попробуем развить методические основы определения допустимой степени независимости участников холдинга.
В журнале «Финансовый директор» мы не раз поднимали вопрос об определенных преимуществах и возможностях использования методики ключевых показателей эффективности (KPI) и сбалансированной системы показателей (ССП, англ. Balansed Score Card, BSC), сейчас же мы предлагаем окунуться глубже. Концептуальные основы современных подходов к оценке эффективности деятельности предприятий предполагают использование различных моделей с широким функциональным потенциалом.
Многие компании с целью адаптации к изменениям экономической среды подвергают переоценке применяемые ими инструменты менеджмента и процессы, связанные с механизмами внутрикорпоративного финансового контроля. Учитывая, что последний подразумевает ряд мероприятий, направленных на различные цели (от контроля финансовых операций и их соответствия законодательству, целевого использования денежных средств до контроля выполнения коммерческой стратегии), целесообразно разграничивать контрольные приемы и методы в зависимости от стоящих перед финансовым менеджментом задач.
Скользящее бюджетирование представляет собой процесс финансового планирования на предприятии, где период времени делится на несколько этапов, по завершении которых плановые показатели бюджетов предприятия передвигаются на этот же этап вперед. Рассмотрим как положительные, так и отрицательные стороны внедрения скользящего бюджетирования на предприятии, а также условия, которые необходимо соблюдать при внедрении данного инструмента. Переход к скользящему бюджетированию позволит перейти к наиболее гибкой системе управления отдельными проектами и предприятием в целом.
Сложной методологической проблемой в управленческом анализе является определение круга анализируемых показателей. Выделяют два направления экономического анализа на предприятии и, соответственно, две группы показателей: показатели, характеризующие экономический потенциал предприятия, и показатели, характеризующие хозяйственную деятельность фирмы.
Выбор модели управленческого учета и построение его организационной структуры в виде внутренней информационной системы относят к приоритетным задачам руководства любой организации (предприятия). Конкретная форма организации управленческого учета зависит от ряда факторов: формы собственности, технико-технологических особенностей предприятий и организаций, макроэкономических и юридических факторов, компетенции руководителей и их потребностей в той или иной управленческой информации.
В связи с активным интересом бизнеса к измерению эффективности деятельности компаний появилась необходимость измерять результативность и оценивать факторы, влияющие на рост компании. Для этого используются такие методики, как разработка системы сбалансированных показателей (ССП) и ключевых показателей эффективности (KPI).
В качестве инструмента «экспресс-оценки» предлагается разработанный тест для финансовых менеджеров, цель которого — сделать предварительное заключение о состоянии управленческого учета в организации. Ситуация, когда руководитель воспринимает управленческий учет как рядовую возможность для совершенствования информационного обеспечения процесса управления и готов потратить на это деньги, не является достаточным условием для построения эффективной системы управленческого учета. Поэтому в дополнение к указанному тесту предлагается использовать SWOT-анализ.
В мировой практике составления финансовой отчетности раздел экологии носит обязательный характер. Для белорусских организаций указанная нефинансовая отчетность обязательна при получении финансирования от международных организаций и иностранных банков, при работе с крупными иностранными компаниями и для IPO. Получение положительного финансового результата на предприятии практически всегда складывается из мелочей, мы же предлагаем рассмотреть финансово-экологический аспект на примере сбора макулатуры.
В какой валюте производить расчеты с нерезидентами и какую форму расчетов использовать, зависит от договоренности партнеров и стоимости проведения платежей банками. В соответствии с Правилами проведения валютных операций от 30.04.2004 № 72, валютные операции между субъектом валютных операций — резидентом и нерезидентом осуществляются с использованием BYN и иностранной валюты. В то же время резиденты РФ предпочитают расчеты с резидентами РБ только в российских рублях, как по экспорту, так и по импорту. Хотя не всегда для резидентов РБ выгодны расчеты в российских рублях в связи с резкими колебаниями курса российского рубля.
Актуальность обуславливается необходимостью автоматизации труда работника с целью снижения временных и денежных затрат на выполнение стандартных рутинных операций. Практическая значимость работы определяется разработкой реального программного средства, служащего для автоматизации работы работника, а следовательно, и оптимизацией организации аудиторской деятельности.
Касательно постранового обмена налоговой информацией: первый такого рода состоялся в июне прошлого года. С тех пор 18 новых юрисдикций успели внедрить у себя требования к «пострановым» отчетам для международных компаний. Теперь число таких юрисдикций достигло 80. В их случае мы говорим о примерно 2000 двусторонних соглашений по обмену «пострановыми» отчетами. По словам представителей ОЭСР, самая первая агрегированная и анонимная статистика уже демонстрирует любопытные данные по международным компаниям — их расположению, регионам, где они получают свои прибыли и где уплачивают налоги.
Новые госгарантии (ни правительственные, ни местных органов власти) под выдачу кредитов на реализацию коммерческих проектов больше не предоставляются. Коммерческие проекты должны реализовываться преимущественно либо посредством привлечения прямых иностранных инвестиций, либо путем привлечения займов под залог строящихся объектов. Руководители организаций, в том числе банков, несут персональную ответственность по погашению долгов этих организаций, а также организаций, собственниками имущества (участниками) которых они являются.
В Беларуси до сих пор не создан механизм внесудебного урегулирования споров с потребителями финансовых услуг. Такие споры возникают постоянно и иногда становятся поводом для обращения к главе государства. Национальный банк Беларуси направил письмо коммерческим банкам, в котором сообщил, что намерен публиковать примеры недобросовестного поведения банков и НКФО. Для этих целей в Беларуси появится «доска банковского позора».