С 1 января 2023 г. введены некоторые особенности определения налоговой базы НДС при реализации товаров, предметов лизинга и основных средств. Рассмотрим эти изменения подробнее.
Предусмотрены значительные изменения и дополнения в порядок исчисления, взимания и уплаты в бюджет подоходного налога (
глава 18 НК). Кроме того, отдельные статьи НК приводятся в соответствие с принятыми ранее действующими нормами
Указа от 31.10.2019 № 411 «О налогообложении» и
Указа от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении». Рассмотрим какими будут новации и налоговые вычеты в 2021 году.
Ранее мы говорили о наиболее востребованных и, как следствие, часто вызывающих вопросы ситуациях: фрахт, роялти, дивиденды, проценты и т.д. В этой статье расскажем об «остальных», с ними чуть проще, но есть свои особенности. Базовые принципы взимания налога на доходы для всех рассмотренных в этой статье видов доходов одинаковы, за исключением некоторых нюансов.
Для устранения пробелов и неточностей в регулировании порядка начисления амортизации проектом постановления «Об изменении постановления Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г. № 37/18/6» предусмотрены, на наш взгляд, существенные новшества в Инструкцию о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов.
Отдельные положения Указа Президента Республики Беларусь от <a target="_blank" href="
https://etalonline.by/document/?regnum=P31900411">31.10.2019 № 411«О налогообложении» распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января и с 23 марта 2019 г., поэтому мы возвращаемся в прошлые налоговые периоды и считаем заново.
Уже сейчас при бюджетировании следующего года важно обратить внимание на подготовленные изменения в ставках налогов, объектах и льготах. В связи тем, что власти обещали не вносить изменений в НК, а индексация ставок налогов в белорусских рублях и корректировки в расчетной базе — традиционная ежегодная процедура осовременивания, то весь «букет» изменений с учетом «пожеланий трудящихся» будет внесен очередным указом, который уже на рассмотрении в Правительстве. Предлагаем ознакомиться с результатом нашего анализа проекта указа о корректировке налогов в 2020 году.
Штрафные санкции за нарушения условий договора с нерезидентом имеют ряд особенностей в налогообложении. Доходы в виде неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров, получаемые иностранными компаниями от белорусских субъектов хозяйствования, признаются объектом налогообложения налогом на доходы на территории Беларуси, если эти компании не осуществляют деятельность в РБ через постоянное представительство (п. 1.7 ст. 189 НК РБ).
При осуществлении международных перевозок белорусские компании часто пользуются услугами иностранных организаций — перевозчиков и экспедиторов. Контракты на международные перевозки привлекают пристальное внимание всех контролирующих органов. Чтобы не давать лишнего повода для претензий проверяющих, все острые углы необходимо сгладить на стадии подготовки проекта договора. В данной статье рассмотрим вопросы, связанные с налогообложением.
Один из способов инвестирования в экономику страны — покупка иностранными компаниями недвижимости для последующего вовлечения ее в хозяйственный оборот. От использования недвижимого имущества (продажи, сдачи в аренду (лизинг) и т.д.) нерезидент получает доходы, которые являются объектом для налога на доходы. Поскольку сделки с недвижимостью, как правило, являются довольно дорогостоящими, они привлекают внимание контролирующих органов.
Когда деятельность иностранных инвесторов (организаций и физлиц) на белорусском рынке оформляется в виде приобретения ими акций или долей в уставных фондах белорусских предприятий, то «иностранец» в любой момент может принять решение о выходе из состава участников организации или продаже своей доли в уставном фонде, продаже принадлежащих ему акций организации. Желая получить доход от продажи своей доли, участники общества должны учитывать и налоговые обязательства, установленные законодательством Республики Беларусь и международными соглашениями.
У белорусских компаний часто возникает необходимость в привлечении финансовых ресурсов от иностранных организаций и осуществления операций с долговыми ценными бумагами на зарубежных финансовых рынках. Получение доходов иностранными компаниями от операций с ценными бумагами влечет возникновение объекта для исчисления налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. Разберемся в хитросплетении законодательства.
Постановлением Совмина от 19.01.2019 № 35 утверждено Положение о порядке изъятия, возврата, уничтожения, утилизации продовольственного сырья и пищевых продуктов, не соответствующих установленным требованиям к их качеству и безопасности. Данным Положением определяется порядок проведения юрлицами и ИП, осуществляющими производство и (или) оборот продовольственного сырья и пищевых продуктов, изъятия, возврата, уничтожения, утилизации пищевой продукции, не соответствующей установленным требованиям к ее качеству и безопасности.
В условиях недостатка денежных ресурсов одним из способов привлечения инвестиций является кредитный договор или договор займа с иностранной организацией. Платой за такие ресурсы, как правило, служат проценты, перечисляемые иностранным организациям. В большинстве случаев речь идет о значительных заемных суммах, что привлекает внимание контролирующих органов. В связи с этим особенно важно учитывать все нюансы налогообложения и применения норм международных соглашений.
У организаций на практике возникает немало проблемных ситуаций, связанных с налогообложением роялти. Кроме того, всем известно, что выплата роялти нерезидентам часто используется компаниями с целью оптимизации налогообложения. Это повышает внимание налоговых органов к такого рода сделкам и платежам. Важно при заключении лицензионных договоров и выплатах роялти нерезидентам учитывать целый ряд факторов, чтобы обезопасить себя от возможных неприятных последствий.
Указом от 18.04.2019 № 151 вносятся изменения в ряд указов, регулирующих правовые отношения в сфере налогового законодательства. Уменьшается с 60 до 30 дней срок ограничения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость при импорте товаров, предусмотренный Указом Президента Республики Беларусь от 26.02.2015 № 99 «О взимании налога на добавленную стоимость». Срок действия Указа продлен до 31 декабря 2019 г. Пунктом 1.4 Указа в целях дальнейшей дедолларизации экономики предусмотрено внесение изменений в Указ Президента Республики Беларусь № 655.
При начислении дивидендов и приравненных к ним доходов иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее — иностранная организация), необходимо исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог на доходы. Налоговая база определяется на дату возникновения обязательств по уплате налога на доходы иностранной организации в порядке, аналогичном предусмотренному для исчисления налога на прибыль с суммы дивидендов (п. 6 ст. 182, п. 1.4 ст. 189, п. 1.2 ст. 190 НК).
С 2019 года «в целях компенсации потерь бизнеса, связанных с тем, что им необходимо исполнить налоговое обязательство при отсутствии оплаты от покупателей-заказчиков» резерв по сомнительным долгам «вернулся» в налоговый учет. Образование резерва сомнительных долгов для целей налогового учета, конечно, необязательно, но с учетом нынешней налоговой политики возможность создания в налоговом учете резерва по сомнительным долгам можно рассматривать как несомненный бонус, поскольку данная возможность позволяет немного минимизировать риск неплатежей и зависимость от непорядочных контрагентов.
Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.08.2018 № 58 «О некоторых вопросах документального оформления хозяйственных операций, внесении дополнений и изменений в отдельные постановления Министерства финансов Республики Беларусь» вносятся изменения в порядок оформления первичных учетных документов, устанавливаются правила внесения исправлений в первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета. А также вносятся изменения в постановление Министерства финансов, устанавливающее формы ТТН и ТН и порядок их заполнения.
Постановлением Минфина от 10.08.2018 г. № 58 «О некоторых вопросах документального оформления хозяйственных операций, внесении дополнений и изменений в отдельные постановления Министерства финансов Республики Беларусь» (далее – Постановление № 58) вносятся изменения в порядок оформления первичных учетных документов (ПУД), устанавливаются правила внесения исправлений в первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета.
Постановление Минфина от 10.08.2018 г. № 58 «О некоторых вопросах документального оформления хозяйственных операций, внесении дополнений и изменений в отдельные постановления Министерства финансов Республики Беларусь» с 1 января дополняет перечень новыми случаями для составления ПУДов в одностороннем порядке.
В п. 1.13 ст. 21 «Права плательщиков» нового Налогового кодекса (2019 год) предусмотрено, что в целях проверки благонадежности деловой репутации можно воспользоваться правом использовать информацию, не составляющую налоговую тайну и содержащуюся в государственных информационных ресурсах (системах), предоставляемую посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы.
Для многих компаний ситуация, когда отгруженный товар возвращается поставщику, становится проблемой из проблем. Наш опыт проверок подтверждает, что именно в этом «клубке» чаще всего допускаются досадные и очень дорогие ошибки. Начнем с того, что не всегда возврат товаров признается возвратом для целей налогообложения, и нужно быть готовым к тому, что при определенных ситуациях возврат будет считаться обратной реализацией.
На совещании 26 ноября вокруг проекта обновленного Налогового кодекса развернулась, пожалуй, самая большая дискуссия. Максим Ермолович доложил Президенту, что документ несет в себе много позитивных изменений, поэтому важно, чтобы он вступил в силу с 1 января 2019 г. Глава государства в целом одобрил проект кодекса, вместе с тем он поручил Правительству, Палате представителей, Совету Республики и Администрации Президента еще раз внимательно проанализировать его нормы, чтобы на рассмотрение депутатов был вынесен уже абсолютно выверенный документ.
Положения новой Конвенции применяются:
- в отношении налогов, взимаемых у источника, с доходов, полученных 01.10.2018 или после этой даты;
- в отношении других налогов — к налогам, взимаемым за любой налоговый год, начинающийся 01.01.2019.
Совет по развитию предпринимательства под председательством первого вице-премьер Министра Александра Турчина одобрил подготовленный проект новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь. Основные разногласия вызвали всего несколько статьей проекта, но урегулировать эти вопросы удалось в кратчайшие сроки и в пользу налогоплательщиков. Эксперты признают, что благодаря новациям НК работать в сфере ВЭД станет проще, а методология будет способствовать развитию отношений с иностранными партнерами.
Важно сейчас при бюджетировании обратить внимание на рост ставок. Индексация ставок налогов в белорусских рублях - традиционная процедура осовременивания налогов с учетом инфляционных процессов. Не будет исключением и 2019 год. Предусматривается, что в 2019 году ставки экологического налога будут проиндексированы на прогнозный показатель инфляции - 5,3%.
Проект Налогового кодекса на 2019 год после подписания заменит прежний НК и Указ от 25.01.2018 № 29 и предусматривает увеличение лимитов выручки для применения УСН, уплаты НДС и ведения книги учета доходов и расходов в 2019 году. Организации будут вправе применять УСН в 2019 году при одновременном соблюдении ряда критериев. Обратите внимание, что сумму выручки за 9 месяцев 2018 года надо сверять с указом, а не со старым НК.
Напомним, в 2018 году стандартный налоговый вычет, установленный п. 1.1 ст. 164 Налогового кодекса применяется с учетом норм Указа №29, На 2019 год суммы вычетов будут увеличены в соответствии с подготовленными изменениями, которые в настоящее время проходят согласование. С 1 января 2019 г. данный налоговый вычет запланировано установить в размере 110 BYN при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 665 BYN в месяц. Стандартный вычет на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца запланировано повысить с 30 руб. до 32 руб. в месяц.
Напомним, в 2018 году стандартный налоговый вычет, установленный п. 1.1 ст. 164 Налогового кодекса применяется с учетом норм Указа №29, На 2019 год суммы вычетов будут увеличены в соответствии с подготовленными изменениями, которые в настоящее время проходят согласование. С 1 января 2019 г. данный налоговый вычет запланировано установить в размере 110 BYN при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 665 BYN в месяц. Стандартный вычет на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца запланировано повысить с 30 руб. до 32 руб. в месяц.
Правовая коллизия возникла из-за того, что в Положении о налоговом консультировании, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 № 338 "О налоговом консультировании", налоговое консультирование включает представительство интересов консультируемых лиц в налоговых правоотношениях в налоговых и иных государственных органах.
Нормы Указа от 19 сентября 2017 г. № 338 регулируют обязательства, возникающие на основании гражданско-правового договора, и не распространяют свое действие на отношения, связанные с выполнением должностным лицом организации обязанностей в рамках трудового договора (в том числе, по ведению налогового учета, заполнению налоговых (деклараций), направлению их в налоговые органы). Подробнее в статье.