Давайте откровенно поговорим о новых источниках головной боли и финансовых потерь: о растущей зависимости от ПО (серверов, облаков, провайдеров и т.д.) и о переходе «традиционных» преступлений в виртуальное пространство. Возможности технологий — анонимность, трансграничность, широкий охват аудитории и др. — используются злоумышленниками, мы же по различным причинам не склонны своевременно обращаться за помощью к правоохранительным органам. Рассмотрим различные финансовые риски.
Казначейство любой компании отвечает за ликвидность и оптимизацию денежных потоков, краткосрочное и коммерческое кредитование, прогнозирование движения денежных средств, управление финансовыми рисками, финансовое моделирование, анализ исполнения бюджета поступлений и бюджета платежей, управление рабочим капиталом, формирование рекомендаций по финансовой стратегии и реализацию финансовой политики. Рассмотрим опыт налаживания работы казначейства на примере строительного холдинга.
Предприятия холдингового типа часто сталкиваются с трудностями в области управления финансовыми ресурсами. В этой ситуации, чтобы повысить уровень управляемости денежных потоков, рекомендовано внедрение централизованного казначейства. Рассмотрим задачи, решаемые при помощи централизованного казначейства и модели его создания.
С 1 июня вступила в силу Инструкция о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами, утвержденная постановлением Правления Национального банка от 19.03.2019 № 117, которая устанавливает единый порядок ведения кассовых операций с наличными белорусскими рублями и наличной иностранной валютой, а также порядок расчетов наличными белорусскими рублями на территории Республики Беларусь.
Мировая практика и законодательство Беларуси определили ведущей концепцией именно процессное управление, позволяющее рассматривать любую организацию как систему взаимосвязанных и взаимодействующих бизнес-процессов. Особенность оценки эффективности бизнес-процессов предприятия должна быть связана с использованием определенной методологии, за основу для оценки работы финансового (экономического) управления любого предприятия предлагаем взять ключевые показатели эффективности (KPI).
В жизни есть много вещей, которые являются аксиомами. Автор предлагает принять как догму (даже если у вас только один менеджер по продажам): вам обязательно нужна система управления клиентами (CRM). Существует большое количество CRM. Рассмотрите, например, эти: bitrix24 (есть бесплатный вариант), amocrm (нет бесплатного варианта), hubspot (есть бесплатный вариант). Рассмотрим выгоды от внедрения CRM и подводные камни.
Софтверная чехарда скоро станет весьма распространенной болезнью компаний. Менять один софт на другой из-за каждой мелочи, прыгать с технологии на технологию, экспериментировать на живом бизнесе становится нормой. При этом в офисе начинается настоящая гражданская война: формируется движение сопротивления внедрению, партизаны ведут подрывную работу против новой системы, шпионы пропагандируют новый дивный мир с новым софтом, руководство вещает про "мир, труд, KPI".
Как и любой другой проект, внедрение CRM-системы зависит от одного важного документа — бюджета CRM. Чтобы составить подобный бюджет, вы должны, по крайней мере, охватить пять предметных областей и продумать статьи расходов, о которых обычно все забывают. Главное, начав систематизировать процессы продаж и грамотно использовать данные о покупателях, вы сможете отбить все вложения в ее внедрение. Мы же хотим ещё напомнить и основные статьи расходов, о которых часто забывают.
В статье раскрывается проблема калькулирования себестоимости продукции (услуг) в производствах, имеющих сложные технологические процессы. Это важно для предприятий, у которых из одного и того же сырья (либо на одном и том же оборудовании, рабочем месте и т.п.) выпускается два и более вида продукции. Использование предлагаемой методики позволит не только наиболее точно соотнести косвенные затраты с местом их возникновения и конкретным продуктом (услугой), но и создать инновационную систему оценки эффективности конечных продуктов.
При запуске в производство новой продукции (услуги) или любых значимых оргизменениях, внутренних реформах и т.д., любое предприятие нуждается в жестком подходе к анализу этих инициатив, расчете ключевых показателей эффективности и прогнозировании влияния на бюджет и структуру компании. Бюджет является одним из ключевых инструментов финансового контроля, определяющим надстройку и архитектуру остальных приемов и методов финансового контроля.
У белорусских компаний часто возникает необходимость в привлечении финансовых ресурсов от иностранных организаций и осуществления операций с долговыми ценными бумагами на зарубежных финансовых рынках. Получение доходов иностранными компаниями от операций с ценными бумагами влечет возникновение объекта для исчисления налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. Разберемся в хитросплетении законодательства.
Наряду с уже существующим сервисом электронного представления запросов Минюстом реализована новая возможность получения информации из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, любой желающий может запросить информацию и получить ее в течение 5 минут на свой e-mail, указанный в запросе.
В практике довольно часто встречаются случаи, когда единственным способом добиться погашения кредиторской задолженности является объявление должника банкротом. Однако и начало этой процедуры вовсе не гарантирует, что возникшие обязательства должника будут погашены хотя бы частично. В настоящей публикации дан обзор решений Верховного Суда Республики Беларусь, принятых в последнее время, в которых отражены закономерности взаимодействия кредиторов и их должников-банкротов.
Финансовый менеджмент не прекращает поиски более эффективного инструмента управления, способного прийти на смену традиционному подходу к бюджетированию. Среди наиболее значимых идей, пытающихся как переработать традиционный подход к бюджетированию, так и полностью от него отказаться, можно выделить: бюджетирование с нуля; скользящее бюджетирование; применение сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard); управление ради ценности (Managing for Value); управление исполнением без бюджетов и фиксированных требований (Beyond Budgeting Round Table).
Примерно на половине предприятий система бюджетирования неэффективна, то есть отклонение фактических результатов от запланированных регулярно превышает 20–30%. Разберемся в причинах. Необходимо выделить именно те цели, задачи и функции, которые присущи бюджетированию как инструменту управления финансами на предприятии. Кроме того, важно разграничить состав задач, характеризующих предназначение системы бюджетирования в финансовом менеджменте компании, и роль бюджетирования как результат практической реализации системы бюджетирования.
2 июня вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь
от 29.04.2019 № 161, которым с целью совершенствования комплексной системы стимулирования экспорта вносятся изменения в известный экспортерам Указ от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)». Законодательство дает возможность получить в банках финансирование с льготой государства, в виде возмещения банкам потерь от предоставления экспортных кредитов на стоимостных условиях.
13 июня опубликовано Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь № 24 от 30.04.2019, которым установлены методы и способы проведения проверок налоговыми органами, а также формы необходимых документов. Особо следует обратить внимание на пункты постановления, которые будут применяться в развитие ст 33 НК.
Риелторские организации ожидают снижение финансовых объемов рынка на 40-60% и серьезный рост "серого" сегмента, если разработанные Минюстом проекты указа президента и постановления Совмина будут приняты в таком виде. Опасения риелторов вызывают проекты нового указа президента №15 "О риэлтерской деятельности в Республике Беларусь" и постановления Совмина № 386, которое регулирует тарифы на риелторские услуги и порядок их применения.
Для применения нормы, содержащейся в подпункте 8.2 пункта 8 статьи 33 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», необходимо, чтобы более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде) учредителей (участников) создаваемого юридического лица в совокупности обладали одни и те же лица. В этом случае получение согласия антимонопольного органа не требуется.
Согласно обзору, рост ВВП Беларуси в 2019 году прогнозируется на уровне 1,8%, в 2020-м —1,3%, 2021-м — 1,2%. Вместе с тем эксперты Всемирного банка отмечают, что темпы экономического роста будут во многом зависеть от внешних факторов, в том числе от условий торговли и компенсации потерь Беларуси от проводимого в России налогового маневра. Во Всемирном банке отметили, что сохранение режима монетарного таргетирования поддерживает уровень инфляции на исторически низком уровне.
В ходе Исследования проанализировали наиболее значимые сделки по приобретению бизнеса в Беларуси, завершенных в период с января 2016 по декабрь 2018 года. В отношении каждой из сделок участники предоставили ответы на 84 вопроса, охватывающих различные юридические и организационные аспекты ее заключения. Детальный анализ собранной информации позволил объединить опыт реализации крупнейших M&A проектов в стране и определить наиболее распространенные практики использования различных правовых механизмов, в том числе международных, при составлении договоров по приобретению бизнеса. Полученные данные также могут послужить базой для анализа тенденций развития рынка M&A в Беларуси.