В настоящий момент белорусские компании могут применять различные подходы к корпоративному управлению. Часть этих подходов является обязательной и регламентирована, например, Законом «О хозяйственных обществах», иные подходы носят рекомендательный характер: Методические рекомендации по организации корпоративного управления в акционерных обществах с участием государства (утв. постановлением от 27.07.2016 № 45/14). Однако, как показал опрос, проведенный БСПН им. Кунявского, в белорусских компания сложилась неоднозначная применительная практика.
В предыдущих статьях этого автора мы раскрыли методику построения комплексного показателя финансового состояния организации в условиях, когда для финансовых коэффициентов известно лишь оптимальное значение. Однако для некоторых из них можно установить не только оптимум, но и интервал, в котором происходят изменения показателя от самого плохого его значения до оптимального. В этой очень сложной даже подготовленного финансиста теме, мы "погружаемся" ещё глубже - мы модифицируем методологию построения комплексного показателя и решаем «задачку со звездочкой».
Штрафные санкции за нарушения условий договора с нерезидентом имеют ряд особенностей в налогообложении. Доходы в виде неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров, получаемые иностранными компаниями от белорусских субъектов хозяйствования, признаются объектом налогообложения налогом на доходы на территории Беларуси, если эти компании не осуществляют деятельность в РБ через постоянное представительство (п. 1.7 ст. 189 НК РБ).
Соглашение об аутсорсинге должно быть хорошо продумано и обосновано с точки зрения налоговых последствий. Налоговые риски аутсорсинга в первую очередь связаны с обоснованием включения в затраты, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, и еще не накопленной практикой налоговых органов по проверкам и судебным спорам. Сложность в первую очередь вызывает п. 1 ст. 169 Налогового кодекса Республики Беларусь.
При техническом перевооружении организаций получение беспроцентной отсрочки по уплате ввозного НДС, несомненно, экономически выгодно. В то же время при ее получении организациям следует внимательно отслеживать сроки уплаты и прочие нюансы. Рассмотрим более подробно на примерах и ситуациях различные аспекты применения Декрета от 16.07.2019 № 4 (изменения в Декрет от 13.06.2001 № 16) вступившего в силу с 1 августа 2019 г.
Пока власти и бизнес обсуждают предложения по реализации принципа презумпции добросовестности субъектов хозяйствования во взаимоотношениях с контролирующими органами, а также по вопросу избрания меры пресечения в отношении подозреваемых или обвиняемых по экономическим преступлениям, мы приготовили несколько толковых подсказок "что именно" и "как именно" писать в обжалованиях, судебных исках и просто в переписке с чиновниками.
Рассмотрим наболевшую ситуацию: сотрудник организации, находясь в командировке за рубежом, приобрел за свои или полученные наличными командировочные средства, или, что ещё хуже - оплатил корпоративной банковской картой и (вот ужас для бухгалтерии!) привез среди личных вещей какой-нибудь образец (деталь и т.д.): для изучения, чтобы потом самим выпускать эту модель; как малую деталь для создания большего образца продукции; или как образец для тестирования/испытаний для принятия решения об импорте (вариантов много).
39% компаний прекратили, по крайней мере, один аутсорсинговый контракт и передали его другому аутсорсеру. Мировая статистика: около 30% аутсорсинговых контрактов заказчиками не продлевается! Аутсорсинговая модель, имея неоспоримые преимущества, влечет существенные риски. Рассмотрим как на предварительном этапе заключения сделки максимально предусмотреть возможность наступления рисков как для заказчика, так и для аутсорсера, выделить и обосновать необходимые инструменты снижения вероятности сбоев, а также обозначить взаимную материальную ответственность в случае нарушений условий договора аутсорсинга.
Замучила дебиторки? В нашей практике мы чаще используем не финансовый, а юридический термин - "взыскание", но именно этот термин уже успел натворить чёрных дел в бухучете и налогообложении. Поэтому давайте сейчас говорить и "инкассировать". На примере отчетов предприятия за 3 года предлагаем провести оценку политики инкассирования задолженности, сопоставить оборачиваемость дебиторки и кредиторки и разработать основные мероприятия по совершенствованию внутренней методологии управления задолженностью. Нет ничего сложного, ведь Инкассация дебиторской задолженности — модель получения или сбора предприятием денежных средств от его должников.
В целях эффективного управления система финансового менеджмента организации должна включать такие показатели, как «движение денежных средств» и «поток денежных средств». Рассмотрим на примерах и учтём, что при прямом методе поток денежных средств на конец периода определяется как разница между всеми притоками средств на предприятии по трем видам деятельности и их оттоками. Остаток денежных средств на конец периода определяется как их остаток на начало периода с учетом потока денежных средств за данный период.
Деятельность по предоставлению трех и более займов в течение календарного месяца одному или нескольким заемщикам в сумме, не превышающей 15 000 базовых величин на одного заемщика на день заключения договора, признается микрофинансовой деятельностью, но есть и небольшие исключения. Основные положения Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2019 № 394 «О предоставлении и привлечении займов».
В Беларуси вопрос создания СКГ уже решился, когда был запущен механизм предоставления поручительства субъектам МСП по банковским кредитам на базе Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей. С сентября этого года Фонд предоставил уже 14 гарантий, а до конца года планирует довести их число до нескольких сотен. Вроде бы старт дан, но бизнес относится к нему довольно скептически.
В ходе контрольных мероприятий Комитетом госконтроля установлены причины необоснованного посредничества при закупках, которые обусловлены факторами, относящимися к деятельности и заказчиков, и участников закупок (коррупционные проявления; недобросовестность участников закупок; отсутствие изучения конъюнктуры цен на закупаемые товары; низкий уровень подготовки специалистов, ответственных за закупки; неучастие производителей в проводимых процедурах закупок; слабый контроль за проведением закупок вышестоящими органами и т.д.).
Для торговых предприятий основной проблемой является отсутствие четкой структуры процесса бюджетирования. Этой работой занимаются и отделы продаж, и бухгалтерия, и директора, а в более крупных компаниях — экономисты. Важно понимать, что правильнее бюджеты должны составляться на всех уровнях, и бюджет каждого последующего уровня должен основываться на бюджете предыдущего уровня, то есть вся система бюджетирования должна представлять собой своеобразную «матрешку» бюджетов.
Часть методов и подходов к корпоративному управлению является обязательной и регламентирована Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах». Некоторые подходы носят рекомендательный характер: в целях повышения эффективности Минэкономики и Госимущества совместным постановлением от 27.07.2016 № 45/14 утвердили Методические рекомендации по организации корпоративного управления в акционерных обществах с участием государства.
Тема перспектив белорусской экономики поднималась в выступлении директора НИЭИ Минэкономики Юлии Медведевой в ходе международной конференции, организатором которой выступил Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь. НИЭИ является одним из разработчиков официальных экономических прогнозов, поэтому основные озвученные тезисы уже можно воспринимать как политику государства в отношении госрегулирования.
17 октября в Минске состоялась конференция и «Механизм частичных кредитных гарантий при финансировании МСП». Эсперт по гарантийным фондам IFC Джеймс Хаммерсли представил результаты исследования, проведенного Международной финансовой корпорацией. В исследовании, которое проводилось около 9 месяцев, приняли участие более 700 малых и средних предприятий Беларуси. Полученные данные позволили сделать некоторые неожиданные для нас и IFC выводы.
Давно прошли времена, когда можно было построить мощный бизнес без внешних источников, тем более невозможно создать что-то большое «с нуля» без крупной инвестиции. Так как привлекать внешнего инвестора получается у единиц, большинство ограничивается кредитованием. Да, мы все знаем, что это плохо, но, увы… В адрес Нацбанка поступают предложения о необходимости смягчить пруденциальные стандарты, пересмотреть требования по оценке банками платежеспособности клиента. Говорится о возможности пожертвовать частью достигнутой стабильности и за счет этого обеспечить экономический рост.
В отчете «Doing business 2020» Беларусь заняла 49-е место среди 190 экономик мира, а по показателю «Получение кредитов» мы заняли 104-е место (хотя было 85-е). В другом опросе, на вопрос: «Хотели бы вы участвовать в приватизации государственных предприятий, если бы появилась такая возможность?» большинство респондентов (35,7%) затруднились ответить. На втором месте по популярности оказался ответ: «Нет, я предпочел бы не иметь дел с государством». Так ответило 30,2% бизнесменов. «Да, если бы были интересные предложения и подходящие условия» - ответило 19,7% представителей компаний.